В продолжение нашего разговора об инфляции (первая и вторая часть) мы поговорим об аспекте, про который почти никто не говорит — об оборачиваемости денег. Напомним, что чем выше оборачиваемость денег в экономике, тем выше инфляция.
Показатель оборачиваемости денег в США (он же M2 Money Velocity) сейчас находится на историческом минимуме за всю историю наблюдений с 1959 года. Тем временем инфляция в США (CPI) уже сильно выше среднеисторических значений. В среднесрочной перспективе это означает два сценария.
Первый сценарий: даже если в моменте инфляция начнёт падать, оборачиваемость денег будет расти => инфляция вернётся на текущие (достаточно высокие) уровни. Второй сценарий: рост оборачиваемости денег в сочетании с другими факторами разгонит инфляцию в США до экстремально высокого (по американским меркам) уровня 6-8%. Мы считаем такой сценарий маловероятным, но не невозможным.
Почему оборачиваемость денег будет расти? Во-первых, так как показатель находится на исторических минимумах, должен произойти элементарный “возврат к среднему”. Текущее значение показателя — 1.122, в 2010-е значение колебалось в районе 1.4-1.6. Если экономика США будет устойчиво восстанавливаться, то рост оборачиваемости денег неизбежен.
Во-вторых, в случае сворачивания программы количественного смягчения (QE), ФРС рискует столкнуться с одним парадоксальным явлением. Объясним, не вдаваясь в сложные технические детали: деньги, которые ФРС сейчас печатает в рамках QE, оседают в виде резервов коммерческих банков, которые хранятся у самой ФРС. Прекращение стимулирования экономики приведёт к тому, что эти резервы “высвободятся” и будут использованы банками для кредитования реальной экономики. Рост кредитования приведёт к росту оборачиваемости денег в американской экономике. Парадокс заключается в том, что рост кредитования — как раз одна из целей QE, и ФРС запустит кредитный импульс тогда, когда кредитование уже нужно будет сворачивать.
Больше информации, обзоров и новостей на нашем Telegram-канале @investorylife.