Vladimir Kiselev
Vladimir Kiselev личный блог
22 июня 2021, 11:54

Почему провалился Совкомфлот?

Совкомфлот — крупнейшая российская судоходная компания, входящая в топ-5 мировых операторов танкерного флота. Специализация — перевозка нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа (более 90% флота).
Почему провалился Совкомфлот?
В октябре прошлого года компания провела IPO, которое нельзя назвать удачным для инвесторов. Акции сейчас стоят на 6% ниже цены закрытия первого дня торгов. Индекс Мосбиржи за этот период прибавил 31%. Что стало причиной отставания Совкомфлота от рынка и какие перспективы компания имеет в будущем?

Прошлый год был неплохим для Совкомфлота. Из-за переизбытка предложения нефти во время пандемии весной 2020 года ее негде было хранить, что привело к росту спроса на танкеры. В результате, стоимость фрахта увеличилась в несколько раз, что обеспечило компании сверхдоходы в первой половине года — рублевая выручка выросла почти на 40%.

Государство воспользовалось удачным моментом на рынке для приватизации. В обзоре перед IPO отмечал, что оценка компании от ВТБ Капитал в $5 млрд выглядела завышенной, так как была построена на предположении, что высокий уровень доходов первой половины 2020 года сохранится в будущем. Текущая капитализация компании составляет $3,1 млрд.

Сейчас рынок нефтеперевозок находится в кризисе. Из-за падения объемов торговли нефтью ставки фрахта весной оказались в три раза ниже 20-летней средней — около $9 000 за день (весной прошлого года >$40 000). Долларовая выручка Совкомфлота в первом квартале этого года упала на 26% в годовом выражении.
Почему провалился Совкомфлот?
Вслед за падением доходов, скорее всего, придется снизить дивиденды. Совкомфлот перед IPO объявил о намерении заплатить дивиденды в размере $225 млн. Обещание было выполнено — за 2020 год компания рекомендовала рекордные дивиденды ₽6,67 на акцию (₽15,8 млрд), доходность к текущей цене — 7%. По итогам 2021 года жду сокращения дивидендов до ₽4 на акцию. Дивидендная доходность снизится до 4,3%.

Большой долг — слабая сторона профиля Совкомфлот. Перед IPO инвестбанки практически не упоминали об этом. Коэффициент чистый долг/EBITDA по итогам 2020 года составил 3,4x — уровень выше среднего для российских компаний. В 2021 году из-за падения EBITDA долговая нагрузка окажется еще выше.

Мультипликаторы оценки — на среднем уровне. По результатам 2020 года P/E=12x, EV/EBIT=11x. В 2021 году доходы компании уменьшатся, поэтому мультипликаторы вырастут.
Почему провалился Совкомфлот?

В чем перспективы? Рынок рано или поздно «найдет дно».В ближайшие годы спрос на нефть начнет восстановление, вместе с этим должна вырасти стоимость нефтеперевозок. В мире массово сокращаются инвестиции в строительство новых танкеров, что через 3-4 года может привести к их дефициту.

Долгосрочный потенциал Совокомфлота — в перевозках газа. Текущий портфель заказов компании состоит из 22 газовозов, которые, в том числе, должны возить СПГ с проектов Новатэка. В 2020 году Совкомфлот вдвое увеличил объем законтрактованной будущей выручки, до $24 млрд, из которых по контрактам с Новатэком — $14 млрд. Компания обеспечена доходами на десятилетие вперед.

Совкомфлот не подходит для дивидендной стратегии Bastion. Большая долговая нагрузка при ожидании сокращения выплат акционерам формируют низкий дивидендный рейтинг. Долгосрочно у Совкомфлота есть катализаторы роста стоимости, но в перспективе ближайшего года вряд ли стоит ожидать увеличения доходов компании.

Письмо инвесторам от Bastion в Telegram, во Вконтакте

13 Комментариев
  • Сергей Нагель
    22 июня 2021, 12:02
    Спасибо за обзор
  • uran66
    22 июня 2021, 12:25
    Заведомо было ясно. что пока Новатек не запустит всё, что у него в планах, и не построят все заказанные газовозы, чтобы стричь бабло на перевозках, ничего не выстрелит. Просто палка о двух концах. Ждать роста котировок и дивидендов к 2025 году или потом кусать локти, что было время купить бумаги по дешевке.
    И самых пессимистичный вариант, бумага шлак, ничего не выгорит со временем. Так и будет болтаться в заданном коридоре с коррекцией на инфляцию.
  • ED
    22 июня 2021, 12:57
    Покупал папиру по 90.05 много, уже отросла на +4.41% жду дивиденды.
  • Kot889
    22 июня 2021, 13:24
    покупал это говно на ipo, еле вышел в безубыток.
    потом была сегежа, еще унылее говно. ток на комиссии потерял.
    с ipo в России тема закрыта для меня кроме питерской биржи и возможно банка.
    • 111
      22 июня 2021, 14:43
      Kot889, кто покупает бумаги на IPO? Во всех букварях написано, что этого делать нельзя. Никто не даст вам купить выгодно на размещении, это сделают те кто размещают и крупные инвесторы. А Совкомфлот отличная бумага для долгосрочного инвестора. Купил и забыл лет на 10-20. Будет расти и дивиденды платить. Если ты спекулянт, тогда вообще не понятно зачем тебе рассматривать что либо подобное?
      • Kot889
        22 июня 2021, 15:05
        111, есть с чем сравнивать, IPO в штатах за 3 месяца 50%, 100, 200 процентов. Теперь лавочка прикрыта из-за наплыва желающих и низкой аллокации. Вот попробовал пару раз в Рашке. Ну хоть не минус 50% :)
        • 111
          22 июня 2021, 15:43
          Kot889, если ты выиграл один раз в казино, это ничего не значит.
      • Kot889
        22 июня 2021, 15:06
        111, Точнее не совсем прикрыта, просто порог входа в разы взлетел.
  • slavich
    22 июня 2021, 14:23
    По 89,27 взял. Сижу и не жужжу)) А на ИПО сразу брать — это надо иметь титановые иички.
    • 111
      22 июня 2021, 14:45
      slavich, грамотный комментарий. Бумага отличная, на просадках буду добирать. Планирую держать ГОДАМИ, возможно и до пенсии.
    • Artur
      22 июня 2021, 19:08
      slavich, так же. только средняя повыше — 90.43. пойду на отсечку. там посмотрю ))
  • Олег Каширин
    22 июня 2021, 14:56
    А кроме нефти и газа Совкомфлот что ещё возить? Контейнеры к примеру или зерно?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн