
Паровой двигатель стал одним из самых существенных изобретений человечества. В немалой степени именно это изобретение сделало возможность дальнейшей индустриализации, массового производства и конечно общественного транспорта. Благодаря паровозам и железным дорогам многократно выросли перемещения людей, оборот товаров и развитие целых регионов. Влияние этого изобретения сыграло колоссальную роль, но не менее колоссальную роль оно сыграло и на инвесторов.
Первая железная дорога в Англии возникла уже спустя пять лет, после изобретения парового двигателя, и в этот год парламентом было утверждено 6 проектов. Но в 1825 году из-за латиноамериканской лихорадки разразился кризис, и следующая дорога появилась только 1831 году, которая связала Ливерпуль и Манчестер (Liverpool&Manchester Railway LMR). Ее появление окончательно уничтожило скепсис, который был в самом начале. А такого скепсиса хватало. Вполне серьезно считали паровозы распугают коров, которые перестанут давать молоко, куры не будут нести яйца, а на скорости 15 миль в час людей разорвет на части.
Такой первичный скепсис не мог не сказаться на предложение по дивидендам LMR, чтобы собрать капитал для постройки дороги с потенциальных инвесторов. По некоторым источникам, они были в размере 20% годовых, что очень много для тех времен. Успех компании и высокая дивидендная доходность привела к росту котировок компании вплоть до 1837 году.
Но настоящему пузырю было суждено надуться только к 1845. К 1840 в моде были облигации Испании, а в Англии было проложено 2000 миль железных дорог, и считалось что прокладка сети уже завершена. Ситуация изменилась в 1842, этому способствовала благосклонность королевы Виктории, которая отметила удобство путешествия на таком транспорте, а также осознание землевладельцев, что на этом можно неплохо заработать.
Стоит отметить, что в Англии не существовало регулирование по постройке и эксплуатации железных дорог. С каждым годом в период с 1842 по 1845 предлагалось все больше проектов, а 1845 был просто феерическим по их количеству. К этому году скопилось проектов на 8 тысяч миль, что в 20 раз превышало протяженность страны с севера на юг и в 4 раза уже существующей сети. К этому времени было зарегистрировано 1428 компаний, которые планировали собрать 700 млн. фунтов. Один из исследователей пузыря утверждал: «единственная мысль мучила директоров компании: как предложить проект, который лишь выглядит разумно, так как конечной целью был не сам проект, а размещение акций компании.» Для сравнения весь национальный продукт оценивался в 550 млн. К лету 1845 рост котировок на отдельные бумаги составлял 500%. Железные дороги, по сути, высасывали деньги из всех сфер экономики. Правда, это был один из пузырей, который был предвидим. Так банки давали кредит в 80% под залог новых железнодорожных бумаг, а банк Англии поднял процентную ставку с 2,5 до 3%. Как считают некоторые исследователи, это было последней иголкой, которая проткнула пузырь. Например акции компании, имеющие линию из Паддигнтона в Бристоль упали на 40%, позже в 1848 они упадут на 72%. Что уж говорить об акциях тех компаний, чьи линии существовали только на бумаге.
Но еще до повышения ставок стали выявляться различные случаи мошенничества. Например, одна компания продала в 10 раз больше акций, чем было разрешено выпустить, а у другой акции продавались с премией несмотря на то, что проект был отвергнут и компания подлежала ликвидации.
Общая экономическая ситуация тоже менялась стремительно, еще 1844 был урожайным, цены на зерно упали и подала себестоимость строительства, но уже в 1846 неурожай и вызвал опустошение запасов, а как следствие падение спроса на перевозки. В общем акции упали на 40%-60%. 1847 Банк Англии повысил ставку до 4% и перестал выдавать кредиты под ценные бумаги из-за сильного сокращения золотого запаса. Разорилось 40 больших купеческих домов, что снова ударило по железным дорогам.В 1849 правительство Англии выпустило указ «О прекращении строительства железных дорог», который фактически стал законом о банкротстве для железнодорожных компаний, которым они и воспользовались.
1. Вступительное слово и Тюльпаномания
2. Система «Миссисипи»
Гугль-перевочица?