boomin
boomin личный блог
24 марта 2021, 07:19

Вячеслав Пиксаев: «Мы хотим запустить технологическую логистическую платформу не только в России, но и на территории других стран, создать сервис международного характера»

В феврале состоялось размещение дебютного выпуска ООО «СДЭК-Глобал». Планы эмитента на фондовом рынке этим не ограничиваются. Чаще всего «дух» компании определяют ее создатели, волей не волей транслируя собственные ценности, взгляд на жизнь и даже темперамент на свой бизнес. И чтобы понять его философию, уникальность и представить, что ждет его в будущем, иногда достаточно вернуться к истокам — поговорить с основателями. На этот раз мы побывали в гостях у члена совета директоров, одного из собственников СДЭКа Вячеслава Пиксаева.

Вячеслав Пиксаев: «Мы хотим запустить технологическую логистическую платформу не только в России, но и на территории других стран, создать сервис международного характера»

— Ваш партнер Леонид Гольдорт в интервью  для нашего портала рассказал о том, что СДЭК начался с вашей с ним встречи и обоюдному интересу к e-commerce.

—Мы познакомились будучи еще студентами, на Телецком озере в 1992 году. В то время, в 1995-1999, Леонид занимался модным тогда направлением — Herbalife. В 1999-м году он заинтересовался новой идеей, тоже из области сетевого маркетинга, — IPSUM. Мне это тоже стало интересно. «Служба доставки экспресс-курьер» (СДЭК) началась именно с IPSUM. Французы предложили идею, по тем временам просто ошеломляющую: dot-com, который основывался на том, чтобы продавать саму «сеть». Смысл был примерно такой: «У нас есть миллион человек, мы собираем с этой сетки потребность на какой-то продукт, приходим к любому производителю и просим скидку 40% в обмен на годовой заказ, а дальше будем в своей сетке торговать этой скидкой». Я такого больше никогда нигде не слышал. Сама бизнес-модель была просто поразительна!

Они еще потрясли меня тем, что торговали несуществующим доступом в несуществующий интернет за 180 долларов от несуществующего провайдера. И у них это получалось! Они также продавали TV-box — это приставка к телевизору с возможностью выхода в интернет и покупки там товара. Первой моей инвестицией в СДЭК были два таких TV-box по 500 долларов плюс 180 долларов в несуществующий интернет. И как вы понимаете, осуществлять покупки в интернете через этот TV-box не было возможности, в этом и есть весь фокус MLM (multilevel marketing — многоуровневый или сетевой маркетинг). После этого мне пришлось их отбивать, вкладывая дополнительно личные инвестиции, как обычно и бывает. При этом мне очень понравилась сама идея, просто дико! Так что все началось благодаря IPSUM и французам, поразившим меня масштабом своего нестандартного подхода, по сути это и было зарождением e-commerce.

Дальше мы сели с Леонидом и начали думать о том, что нам нужны склады, нам нужно обеспечить клиентам возможность платить за товар (нужна финансовая инфраструктура) и нужна доставка. Решили начать с доставки.

— СДЭК — не просто бизнес, сейчас это уже бизнес с историей и философией. Давайте остановимся подробнее как раз на философии вашего бизнеса. Что отличает СДЭК от всех остальных?

Философия бизнеса у нас получилась гибридная. Каждый из собственников привнес что-то свое. Изначально у нас было очень много энергии. Мы сумели ее правильно направить, и это принесло свои плоды.

Я в свое время пытался определить факторы успеха компании. Первое — это, наверное, чутье. Именно оно лежит в основе тех невероятных совпадений, везения, если хотите, которые сопровождают СДЭК с момента основания. Например, еще на волне роста популярности электронной коммерции у нас был выкуплен домен edostavka.ru, это произошло в далеком 2000-м году. В России про это вообще мало кто думал тогда, а мы предчувствовали… А сама идея e-commerce была заложена изначально благодаря французам и IPSUM, именно они подтолкнули меня к мысли, что за этим будущее.

Второе — это желание постоянно развиваться. Хоть я сильно недолюбливаю MLM, но его элементы внесли в наше развитие свой вклад. Идея проста — эмоции работают. Именно они управляют ростом, ускоряют его темпы.

Третье — нестандартные для рынка бизнес-ходы, например, франшиза. Это направление у нас начало развиваться, когда к нам пришел Евгений Цацура.

И последний фактор — обучение. Это тоже, кстати, элемент MLM, основанный на эмоциях.

А главное — это то, что мы все, учредители, абсолютно разные! У нас возникают мировоззренческие трения, мы спорим, противопоставляем… И это всегда толчок для развития. А дальше мы совместно решаем, куда прикладывать усилия. Мы видим одну цель и следуем ей.

Например, изначально мы с Леонидом долго дискутировали о запуске франчайзинга. Евгений как раз застал те полтора года, когда мы оценивали перспективы этого направления. Но в 2009 году у нас впервые упала выручка: еще в 2008-м выручка была 210 млн, а в 2009-м — 197 млн. Тогда мы все-таки решили попробовать франшизу, которая к тому моменту долговое время откладывалась как «запасной вариант».

Франшиза как раз хорошо легла на эмоции, обучение и желание развиваться.

Взлет франшизы произошел в 2015 году, когда Forbes поставил СДЭК в рейтинг, и у нас партнеров по франчайзингу начало прибавляться по 200-600 в год, а до этого было всего по 40-60.

— СДЭК — ваше основное детище, параллельно вы развиваете «Национальную почтовую службу» (НПС), где являетесь единственным учредителем. Расскажите об этом подробнее: компания развивается под крылом «старшего брата» или это полностью самостоятельный бизнес? Нет ли конфликта интересов? Планируется ли дальнейшая интеграция этих направлений?

— В 2003 году я прочитал о том, какова себестоимость адресной почтовой рассылки (direct mail), на то время это был колоссальный рекламный канал, функционирующий в Европе и Америке в огромных объемах. Так вот, в структуре расходов на direct mail 70% занимает почтовая доставка и 30% — креатив и прочее. Я подумал, что эти 70% вполне могут стать нашими. После этого в структуре СДЭК появился отдел городской доставки.

Первые 3-4 года он практически не развивался, но затем мы его выделили в самостоятельный бизнес, начали им заниматься. Идеология «Национальной почтовой службы»  — потеснить «Почту России» в сегменте письменной корреспонденции, сейчас он составляет около 45 млрд рублей в год. «Почта России» — была монополистом, а НПС стала ее альтернативой в этом направлении.

Больше всего писем рассылает государство физическим лицам: ПФР, приставы, ГИБДД, мировые судьи, ФНС — и мы имеем наглость теснить «Почту России» на монопольном рынке.

Продолжение читайте на Boomin.
0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн