В первом посте на тему Боинга я упоминал, что в июне 2020 года 737MAX должен пройти сертификационные полеты на предмет возвращения его в эксплуатацию.Так и произошло, но результата нет. Казалось бы, если все хорошо, то в интересах Боинга немедленно запустить Макс в эксплуатацию, ведь на хранение и обслуживание заземленных самолетов (их около 500 шт), он ежемесячно тратит больше ярда баксов. Однако теперь говорят о конце года. При этом Боинг ничего нового с Максом не делает. Так что происходит?
Одной из главных проблем 737МАХ, как я отмечал ранее, является приоритет действий ПО MCAS над действиями пилотов и невозможность ее отключения. В результате проведенных доработок эта проблема во многом устранена. Теперь пилот может уверенно прервать действия MCAS. Кроме того теперь MCAS реагирует на два датчика угла атаки. Надежность повысилась, но они оба одновременно все равно могут выйти из строя, например при попадании в большую стаю птиц. Теперь при ложном срабатывании MCAS пилот должен среагировать на это, отключить MCAS и вернуть горизонтальный стабилизатор в правильное положение. За это время самолет совершит клевок, возникнут перегрузки. Возможно это критический момент для сертификации. А возможно, пилоту как и раньше не хватит времени и высоты. Вопросы с безопасностью, на мой взгляд, до конца не закрыты.
А теперь о целой куче факторов, не имеющих отношения к технике и безопасности.
Понятно, что FAA могла бы сертифицировать Макс хоть сейчас. Но для Боинга важно, что бы Европа, Китай и другие как раньше приняли эту сертификацию или сертифицировали Макс самостоятельно. И тут включается политика и экономика. Отношения США и Китая ухудшаются с каждым месяцем. Теперь уже можно сказать, что это война за мировое лидерство и это надолго. Кроме того Китай уже готов выпустить свой самолет С919, аналогичный Максу и А320. У Европы с США тоже давний спор по самолетам, который теперь перешел в горячую фазу. Уже объявлено что европейская EASA будет сама сертифицировать Макс. И ее решение во многом будет политическим, а технические поводы, как мы видим, по-прежнему имеются. Удивительно, но Боинг может не спешить намеренно. Он при выпуске Макса стремился сделать MCAS совсем незаметной. В документации к самолету упоминание о ней было только в предметном указателе. Теперь Боинг стремится сделать незаметным весь самолет. Проходит время, трагедия и скандал все больше забываются. В этом плане время помогает Боингу. К новому году или позже Макс будет переименован и по-тихому пойдет в эксплуатацию. Отдельные СМИ крикнут: «Да это же тот самый Макс!», а хозяева им скажут «Тише, тише ребята – все хорошо». Пандемия привела к тому, что многочисленные заказы на Макс отменяются не так быстро, как могли бы, ведь потребность в самолетах упала и в этом плане Боингу возможно тоже лучше не спешить. Но время продолжает множить огромные потери.
А теперь о главном для нас, о цене акций. Спустя два месяца после июньских сертификационных полетов мне становится понятно, что возвращение в эксплуатацию не будет гладким и всеобъемлющим вообще, даже после Нового года или позднее. Есть существенная вероятность, что его совсем не будет. Т.е. сейчас становится понятно, что проблемы с Максом в полном объеме не будут решены никогда. Или Европа или Китай полностью или частично откажутся от эксплуатации этого самолета. Боинг не вернется к прибыльности своего гражданского подразделения и 2021 году. С оборонно-космическим подразделением Боинга тоже все очень мутно. Я думаю крупные игроки начнут выходить из Боинга. Возможно, этот процесс начнется сейчас. Возможно, к новому году Боинг и FAA объявят о сертификации, цены прыгнут на 20% вверх и распродажа начнется тогда. В любом случае целью будут новые минимумы. Я сменил брокера и начинаю шортить Боинг сейчас. Как и раньше риски буду брать минимальные, и при отсутствии тренда шорты будут немедленно закрываться, а при развитии буду стремительно набирать позицию.