Pasinvestor
Pasinvestor личный блог
19 марта 2020, 13:45

Разбор падающих ножей на примере Royal Caribbean Cruises.

Разбор падающих ножей на примере Royal Caribbean Cruises.

Обсуждали с коллегами падающий фондовый рынок и возникающие при этом инвестиционные идеи. Взять, к примеру, Royal Caribbean Cruises — как бы американскую компанию, занимающуюся довольно интересным с точки зрения диверсификации портфеля бизнесом: круизными лайнерами.

За последние 12 месяцев капитализация компании упала на 72%, причем основное снижение пришлось на 2020-й год. Цена акции — почти минимум за последнее десятилетие. Многие участники рынка, в особенности новички, любят такие истории: акция сильно упала, на рынке — страх, а это значит, что чисто в теории возможен отскок.

Так-то оно вроде и так.

Но тут в дело вступает анализ, причем для понимания всех рисков инвестирования в Royal Caribbean Cruises достаточно даже поверхностного анализа.

Чтобы узнать, как компания работает в спокойный для себя год, откроем годовую отчетность за 2018-й год. Выручка растет, операционная прибыль растет — всё прекрасно. Процентные расходы покрываются этой самой прибылью почти в 6 раз. Хорошо. Опускаемся до баланса. Кэша у RCC — $288 млн. Ага, вот оно — короткий долг — $1.6 млрд., длинный — $8.3 млрд.

Менеджмент компании что, решил существовать через постоянное рефинансирование кредитов?

По финансовой деятельности видно, что компания берет лярды кредитов и тут же гасит лярды кредитов. Свободный денежный поток — нестабильный, судя по инвестиционной деятельности (да, за круизными лайнерами нужно тщательно следить). А RCC выплачивает акционерам порядка полумиллиарда долларов дивидендами, занимаясь параллельно байбеком на схожую сумму.

Со стороны всё это выглядит как игра в музыкальный стул. Игра, которая устраивала и менеджмент, тратящий деньги совсем не на гашение долга, и акционеров, тоже жадных до роста капитализации.

Во время панических распродаж Трамп было заявлял, что его команда рассматривает возможности поддержки в том числе компаний из «круизного» сектора. Но помощь вряд ли будет оказана Royal Caribbean Cruises. В США уже раздавали деньги подобным компаниям в 2008-ом году. Сегодня высока вероятность, что правительство и банки даже не посмотрят в сторону Royal Caribbean хотя бы по той причине, что компания по факту зарегистрирована в Либерии (так написано в FAQ на сайте компании).

Похоже, Royal Caribbean Cruises придется распродавать свои основные активы — лайнеры, а без них инвестиционная привлекательность бизнеса снижается к минимуму.

Хорошая история про жадность и безрассудство. Но, на мой взгляд, не про инвестиции.

18 Комментариев
  • borracho
    19 марта 2020, 14:16
    а еще есть Carnival, тоже сложилась в 5 раз! Может у неё данные получше? Через пару лет всё отрастёт обратно, если не обанкротятся)))
    • Petr S
      19 марта 2020, 16:57
      borracho, угу, и таких историй на западных рынках (да и у нас кстати) — очень много. Вместо погашения долгов чуваки проводили байбэки (у нас — раздавали дивиденды для роста цены акций).
      При низких ставках (особенно на западе) — намного выгодней провести байбэк собственных акций и не платить по ним потом 3-4% дивидендов, а обслуживать долг по 1-2%. Причем лучше даже деньги брать в ДОЛГ на выкуп собственных акций Ж))

      и да, это продолжается пока ставки не начинают расти в кризис. потом все складывается, долги надо обслуживать, байбэков нет, рынки падают, ставки растут, про дивиденды можно вообще забыть и так по кругу


  • А мне показалось, что вы не очень хорошо читаете отчётность и разбираетесь в сфере о которой говорите.

    Объясню;
    Любая компания из этого сектора имеет большие долги. Это либо кредиты на судна, либо судна в выкупном лизинге. Окупаемость судна не 2-3 года, а больше. Такие долги — естественны.

    Обычная нормальная бизнес модель.
    Дивиденды инвесторам, что поддерживает цену акций, которые (вероятнее всего) в залоге у банков.

    Это не качели во дворе в аренду сдавать.
    Посмотри авиаперевозчиков, такая же ситуация. Судна в кредитах и лизингах, акции в залогах. Постоянные выкупы самолётов и продажа амортизированных до определённого уровня.
      • Pasinvestor, понял.

        Смотри:
        Байбэк своих акций был массовым на рынке. Свои акции не так давно были лучшей инвестицией компании, акции росли. Ещё недавно S&P был 3200. Это было хорошим решением для очень многих компаний.
          • Артур Грос
            19 марта 2020, 19:10
            Pasinvestor, схематично приходит на ум змея которая ест свой хвост. Спасибо, я уже было жалел что нет доступа к зарубежным рынкам по причине RC в том числе. Да и вообще, хорошая мысль.
        • Petr S
          19 марта 2020, 17:02
          John_Travel, угу, это напоминает схему — возьми ипотеку на хату, а хату сдавай. Причем провернутую раз по 20-30 :))
          В итоге — когда наступает кризис и ставки по ипотеке взлетают выше ставок аренды (и рынок аренды грохается тоже вниз из-за неплатежеспособности) — то в итоге схема выливается в огромный кукан и потерю не только хат, но и всех залогов и прочая и прочая
  • fiser
    19 марта 2020, 14:22
    Хороший обзорчик… А где бы почитать как оценивать многие параметры финансовой отчетности? Или может быть вы бы написали такой блог? Хотя бы по паре тройке важнейших параметров финансовой отчетности.
    • Default Nick
      19 марта 2020, 22:34
      fiser, начни с основ — курс микроэкономики на академии хана
  • Прочтите, а в чём обзорчик? Я с радостью почитал бы обзоры, но надо в секторе понимать. В секторе где есть транспорт всегда большие займы (новый парк) и погашение старых займов (продажа амортизированных).
  • Вы посмотрите на работу тех кто авто в аренду сдаёт или грузоперевозки фурами.
  • Skifan
    19 марта 2020, 14:30
    А RCC выплачивает акционерам порядка полумиллиарда долларов дивидендами

    акционерам и совету директоров ))  А че хорошая схема, занял деньги, сделал байбэк, выплатил себе ЗП + опцион,  и объявляешь себя банкротом 

    Норм пацаны работают
    • Skifan, и садишься рядом с Мэдоффом.
      • Skifan
        19 марта 2020, 14:39
        John_Travel, почему, 
        у них же аферы нету по сути, выплаты совету директоров наверняка прописаны в офиц. документах,
        а что денежный поток упал, так кронавирус  )))  
  • Дэн Чакрин
    19 марта 2020, 16:17
    Еще полгода в таком темпе — и круизные лайнеры будут продавать на вес стального лома, а потом пилить на берегах Индии и Бангладеш



Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн