«Настоящее образование включает умение хорошо петь и танцевать». Платон.
Коллега ch5oh задал парадоксальный, на первый взгляд, вопрос: «как продавая дорого то, что стоит дешево, можно ещё и умудриться проиграть?»
Однако парадоксально он выглядит лишь до тех пор, пока мы остаёмся в рамках косной метафизики, не желающей, и не склонной к диалектическому танцу.
Для сравнения этих двух подходов — метафизики и диалектики — мы будем рассчитывать Нэш-равновесные цены двух недельных опционов (STO) и моделировать игру покупателя и продавца. В первом случае мы будем исходить из постоянства (авторегрессии) волатильности, пользуясь исключительно текущей HV, а во втором — из её танца (mean-reverse AR), о котором, как нам кажется, мы знаем чуть более, чем ничего.
* То, что волатильность представляет из себя mean-reverse процесс, подобный движению Орнштейн-Уленбека, неоднократно было показано Дмитрием Новиковым , Евгением Логуновым , и Котом-Бегемотом (например в статьях Авторегрессия волатильности и Путешествие по морю штормов )
Для примера возьмём какой-нибудь простой базовый актив, например индекс американских акций SP500 и построим сначала простую HV модель :
Изображение — Прибыль от удержания базового актива (синяя линия) и прибыль от удержания опционов различных страйков.
Для неискушенного взгляда всё просто прекрасно — стратегии по покупке опционов уверенно усредняются в ноль, индифферентно относятся к пертурбациям базового актива и не выходят, при этом, за рамки приличия, ограниченного геометрическим броуновским движением (GBM) для справедливых (STO) цен. Но, в действительности, это не более чем overfitting или, другими словами, недообучение модели.
Посмотрим теперь на этот результат через призму внутренней оценки модели, т.е. предполагаемого распределения цен базового актива на экспирацию:
Изображение — Прибыль по стратегиям покупки опционов в единицах собственных оценок модели.
Хорошо видна ступенька, возникающая в прибыли по 12%-му страйку Put опционов (которая будет убытком продавца в рамках модели игры покупателя и продавца), свидетельствующая о том, что в некоторый период низкой волатильности мы оценили вероятность взятия 12% страйка близкой к нулю, продали дешевые опционы за дорого (в текущем моменте) и ... удивительным образом, повторили незавидную судьбу Ильи Коровина, ставшую уже притчей во языцех, и повествующую о том, как инвестиционный портфель опционов может быть единовременно слизан длинным языком Дракона.
Изображение — Язык дракона на графике прибылей/убытков по покупке пут-опционов 12% страйка.
По другим страйкам, надо отметить, ситуация не сильно лучше — результаты покупок лего отклоняются от нулевого равновесия на 10-20 среднеквадратичных отклонений (сигм).
Теперь рассчитаем STO (smile theory optimal) цены опционов с учётом mean-reverse танца волатильности*:
Изображение — Прибыль от удержания базового актива (синяя линия) и прибыль от удержания опционов различных страйков.
На первый взгляд ничего не изменилось, кроме того, что мы покупали и продавали опционы совершенно по другим ценам и совершенно другим сценариям. Рассмотрим результаты стратегий через призму собственных оценок модели:
Изображение — Прибыль по стратегиям покупки опционов в единицах собственных оценок модели.
Видно, что несмотря на то, что результаты несколько выходят за рамки приличия GBM и отклоняются от нуля вплоть до 5 сигма (из-за отсутствия put/call паритета), тем не менее, в первом приближении, мы можем считать полученное ценообразование Nash-оптимальным, то есть не дающим преимущества ни покупателю, ни продавцу. Это стало результатом того, что при малой волатильности мы "покупали" опционы дорого, а при высокой — "продавали" опционы дешево. То есть в результате того, что мы совершали не совсем «рациональные» действия, нам удалось избежать злой участи быть съеденным Драконом.
Вывод - без mean-reverse оценок волатильности сколько-нибудь адекватные модели опционного ценообразования не возможны.
UPD:
Для полной чистоты эксперимента, приведем поверхность качества оценки опционов с учётом skew, но без mean-reverse :
Изображение — Прибыль (накопленная) по стратегиям покупки опционов в единицах собственных оценок модели.
Как видно — модель упорно совершает всю ту же ошибку — недооценивает опционы при низких значениях исторической волатильности.
Чужие ошибки никого не учат, учат только свои…
А так, получается, что все эти эффекты уже учтены, в том, что:
На SPX есть leverage-effect, поэтому put опционы в среднем выигрывают у call опционов с учётом того, что оба типа опционов имеют одну и ту же цену (модель цены).
Если учесть leverage, то там получается симметрично… почти. В любом случае там какой-то простой моделью уже не обойдешься, чтобы выровнять доходность по всем стайкам.
На ММВБ чуть проще — там с хорошей точностью всё стягивается в ноль (по всем страйкам).
У вас это ни где не предусмотрено. Просто берете некую волатильность и присваиваете всем страйкам. Линейно.
Распределение приращений SPX за две недели в линейном масштабе. Как видно, скос присутствует и здесь.
Но для чистоты ваших расчетов учтите хотя бы скос.
Почему у вас на графике приращений (линейных) по центру 1
Всё равно скос заметный. (это в относительных У.Е)
У меня в скосе уже утена корреляция. Я же не на один день распределение построил, а сразу на две недели, внутри которых волатильность росла или падала.
Эксцесс это показатель как меняется волатильность волатильности. По хорошему у вас должно быть 150 случаев. А их больше. Значит вола была меньше, чем распределение в которое вы хотите все это вписать. Но и есть хвосты, которые выходят за распределение. Значит, в какой то момент вола была больше.
Не совсем.
Да, собственно, на хвосты и акцентирую внимание, когда вола оказывается больше расчетной. В моменты когда вола меньше расчетной я условно покупаю опционы очень дорого (по расчетной) и терплю колоссальные убытки. Но у меня все ошибки в одну сторону — вверх, а это говорит о том, что я (то есть модель) склонен занижать волу и не склонен завышать волу. Занижаю, естественно, только в периоды низкой волатильности, так как сама модель пляшет от HV.
Кстати, если будущее распределение цены имеет смещение по модулю больше «безрисковой ставки», то колл-пут паритет говорит о неэффективности цены опциона «вне денег» из этой пары.
А можно как-то попроще? На пальцах дать вывод на качественном уровне?
Что-то типа «продавать опционы когда ашви уже низкая — это плохо» и «покупать опционы когда ашви уже высокая — тоже плохо»?
И ещё важное уточнение: Вы в этой модели не делаете ДХ совсем? То есть конструкции чисто статические?
Я никогда не делаю дельта-хедж потому что это убыточная стратегия. Это не означает того, что его невозможно прибыльно использовать в некоторых частных случаях, но в общем случае, то есть по умолчанию, я не использую его никогда и даже не планирую использовать.
С ростом сложности AI, когда все рядовые вопросы будут закрыты, может быть я и подумаю над этим, но пока дельта-хедж у меня последний в списке важности при торговле опционами.
Дмитрий Новиков, =) ну и хорошо. Кто прочитал, тот всё понял.
Просто судя по Вашим ответам ни Вы, ни уважаемый Kot_Begemot до конца не поняли статью. =) Или специально шифруетесь.