1. Возьмем график любого актива за какой-то промежуток времени
2. Измерим абсолютное приращение цены за этот период в пунктах
3. «Распрямим» траекторию этого же актива за этот же период
4. Измерим длину этой траектории в пунктах
5. Поделим дину распрямленной траектории на абсолютное приращение за период
Полученный коэффициент в первом приближении показывает во сколько раз идея игры с нулевой суммой лучше описывает рынок чем он описывается с т.зр. игры с ненулевой суммой.
Облигации — одна из лучших, если не самая лучшая, иллюстрация игры с нулевой суммой, потому что заранее известен ее финал — выкуп к погашению по номиналу.
Какая, казалось бы, вообще игра в облигациях?! МинФин размещает ОФЗ по номиналу и платит купон 7% через год, выкупая облигации по номиналу. Где тут, мать его, «НОЛЬ»?))) Сплошной плюс!
Приглядимся, однако, к графику цены ОФЗ.
На данном графике видно, что абсолютное приращение с начала рассматриваемого периода до конца — примерно 3% (100 — 97), а длина траектории (даже без учета угла наклона и мелких колебаний) за тот же период — примерно 40 % (20 вниз и 20 наверх), итого идея с 0-й лучше идеи с не 0-й, грубо говоря, в 13 раз))).
Если конкретно: В самом большом наваре были покупатели по 80%, которые к погашению получат: номинал 100%, купон 7% (за вычетом НКД) и разницу в цене 20%.
В ненулевой игре получают номинал 100% и купон 7%. Откуда еще 20% (минус НКД)? Ясно откуда — от продавцов по даунтренду, загнавших облигацию на 80%.
А чего это график такой неровный? Да потому что гоняют его спекулянты (и держатели тоже), в зависимости от слухов и фактов, касаемых:
а. надежности эмитента (РФ в нашем примере)
б. ключевой ставки ЦБ. Как только она снижается (или повышается вероятность снижения), то стоимость облигации растет, и тот, кто купил ее низко, имеет возможность продать ее высоко. И у того, кто купил ее с выгодой, есть контрагент, продавший ее с убытком.
при неизменных: номинале и величине купона.
Что важно для спекулянта?
Вспомним вместе принцип спекуляции: купить дешево-продать дорого/продать дорого-откупить дешево. А также вспомним определение игры — процесс с участием, минимум, двоих игроков, где действия первого зависят от действий второго, а действия второго — от действий первого.
«Купить дешево» предполагает, что после нашей покупки другие спекулянты тоже начнут покупать (причем, по цене предложения), и только тогда у нас появится возможность продать дороже. Те другие спекулянты, в свою очередь, тоже надеются, что после них продолжатся покупки.
Соответственно, нам нужна модель ценового движения, которая «предугадает» следующее приращение из какой-то области цены. А по сути — модель поведения игроков, ибо только они и являются источником ожидаемого приращения.
Возвращаемся к облигации.
Здесь мне придется вставить цитату из комментария ко второй части статьи:
Облигации 80% держателей не смотрят на изменчивость цены. им важен купон
Даже если бы это было правдой (а это неправда, потому что «держатели» очень ревностно относятся к изменчивости цен – если можно заработать 10%, зачем «настаивать» на 7%?), какое нам дело до тех, кто купил по номиналу, чтобы продать по номиналу с купоном? Эти держатели облигации вообще находятся вне игры (см. выше определение игры). Они не участвуют в формировании цены. Их может быть хоть 99,9%. Игра происходит между моментами размещения и погашения, и нас интересуют те оставшиеся ИГРОКИ – хоть 20% хоть 0,1% — которые участвуют в этой игре, формируя траекторию движения цены облигации, потому что заработать можно только на движении. Единственная возникающая в этом случае (малое количество спекулируемых облигаций) проблема — отсутствие ликвидности. И вот в этом самом процессе и происходит игра с нулевой суммой, в результате которой одни игроки заработают «лишних» 20%, а другие – их же проиграют.
И эта огромная разница – не только за счет убытков других спекулянтов этим же активом а, внимание!, за счет продажи низкодоходных облигаций «держателями» при появлении на рынке облигаций с более высоким доходом при росте ключевой ставки (это еще раз к вопросу про 80% держателей, «женившихся» на купоне)
Далее был комментарий про акции.
В акциях тоже самое. Ну не 80%, Ну пускай 60. Пускай 50/50. Значит нет игры с нулевой суммой в чистом виде.
Аналогичная ситуация с акциями. Мажоритарные акционеры могут держать у себя сколько угодно большой процент акций, но нас эти мажоритарии не волнуют. Нас интересуют акции во фрифлоте, которые торгуются каждый день. Будь это 30, 20 или 5% всех акций. В этом фрифлоте создаются и теряются состояния, не зависимо от того, что в систему (фонд игры) могут поступать деньги от новых игроков, дивидендов или QE. И в этом фрифлоте рисуется самая обычная спекулятивная траектория, смоделировать которую можно, лишь огрубив действительность до игры с нулевой суммой.
Плюсанул
Единственно, ответа в этом цикле я так и не нашёл — сейчас покупать или продавать?
spebe
Слить депозит? Да легко! Делаем много частых беспорядочных сделок, в результате депозит будет таять со скоростью таяния мороженного в жаркую погоду. Почему? Да потому, что комиссии брокера и биржи будут откусывать от депозита денежку.