Тут в дискуссии всплыла тема, когда наш рынок в 2008-м перестал быть «тихой гаванью». Почему то бытует мнение, что это произошло с началом «пятидневной войны». Ничего подобного, это произошло 25 июля, когда мы пробили нижнюю границу «Великого боковика».
Но у меня с последней датой связана и другая история. Был у нас в Риск-инвесте клиент. Пришел он в конце 2005-го, в начале июля 2006-го имел +36%+ после списания комиссии, понравилось, удвоил счет. А тут у нас пошла полоса неудач: «борьба с нулем» с просадками по 3-4 месяца. Ну клиент потерпел до апреля 2007-го, потом поделил прибыль в рублях на внесенные средства, получил в процентах меньше, чем депозит в Сбере и ушел. Почему я его запомнил? Да потому что ему понравилось раз в неделю со мной обсуждать рынок и управление. Собственно только разговорами я его и удерживал в 2007-м, гася недовольство результатом.
Напоследок он мне сказал: «Мне в Тройке 20% годовых ежемесячно на РЕПО в облигациях предлагают, не то, что у вас».
В принципе с уходом он правильно поступил, Риск-инвест в июле все равно «умер», но вот с Тройкой….
До июня 2008-го я о нем ничего не слышал, а в июне он сам мне позвонил и пожаловался: «Никаких 20% годовых нет, были в плюсе до октября 2007-го, потом ушли в минус на 5%, вышли в небольшой плюс в мае 2008-го и вот опять минус 5%. Что делать?». Я посмотрел на рынок, вижу, что «Великий боковик» продолжается. Находимся ближе к нижней границе, можем и отскочить.
«У меня пока нет прогноза, мы в боковике, пока не выйдем, я не знаю, куда пойдем. Но ситуация в штатах напряженная, поэтому если получится нуль по счету, кройтесь и уходите. А нуль возможен, если отскочим выше средней «коридора» (я предполагал, что в этом случае доходности облиг немного припадут).».
На том и разошлись. Но 25 июля я, помня, что не давал рекомендацию выходить «по любым», сам позвонил ему и сказал, что надо это сделать. В ответ услышал: «Где ж Вы раньше были, у меня уже -15%». Ничего кроме, «Уходите, будет хуже», я из себя выдавить не смог.
До 17 сентября мы больше не разговаривали, а 17 сентября он сам позвонил, поблагодарил, спросил, нельзя ли мне дать денег в управление. Увы, нам это босс запрещал, да и в ближайшую субботу я с женой улетал отдыхать в Италию. «Пока это невозможно, но если что-то изменится, я позвоню».
Изменилось в ноябре. Я позвонил, в конце ноября принес деньги, в марте 2009-го хорошую комиссию «за успех» заплатил, в июне 2009-го – еще больше. Нам с коллегой половинка «перепала», но это уже другая история.
А я 18-го сентября 2008 года пришел к брокеру, открыл счет, завел на него 1 млн. (подешевело же всё, надо успевать покупать)
— Вы какие акции хотите купить?
— Сбербанк, Газпром, Роснефть. (я тогда кроме этих компаний и не знал ничего)