
Иллюстрация номер адын. Пол Волькер смотрит на тебя как на говно
Продолжение. Первая серия — здесь
Ну что, вот вам вторая серия про то, что у нас там происходит с инфляцией и процентными ставками по гособлигациям
Сразу скажу, что повествование будет неакадемическое, а так как я его понимаю.
Всех, кто будет мне писать некомплиментарные комменты, буду баннить нещадно. Шучу, шучу.
Все знают, что я никого не банню, и вам не советую.
Итак, начнем с встречи на Джекил Айланд в 1913-м году.
К этому году американских банкиров наконец то-достали постоянные набеги вкладчиков на банки (банковская паника), которые в системе частичного резерва неизбежно приводят к разорению банка. См классический фильм 'Its a wonderful life"
Банкиры собрались на этом острове возле штата Джорджия и решили создать lender of last resort, то есть центробанк.
В российской литературе это заведение назвывается Фед, ФРС и проч. Это все попытки запудрить мозг красивым термином. ФРС — это центральный банк, так и проще и понятнее.
Изначально центробанк занимался именно этим — то есть решал проблемы стабильности отдельных банков, неизбежные при их бизнес модели частичного резерва.
Потом грянула великая депрессия. Безработица, все дела. Голодные толпы шастают по стране и готовы работать за еду. На удачу американцев, за океаном разразилась вторая мировая и стали поступать заказы на танчики и тушенку, что помогло выкарабкаться промышленности из кризиса.
Но осадок остался. Особенно — зашкаливающая безработица. Инфляции особой во время Великой Депрессии не было. Была даже дефляция иногда. Но по поводу безработицы сформировался такой коллективный консенсус, что лучше этого не повторять, ибо воистену.
Потом, как я уже и говорил, началась вторая мировая, военные заказы, все дела. Послевоенное восстановление, рост мировой экономики, экономическая гегемония Штатов, все дела. Где то до 70-х годов все было чики-поки.
Но потом опять стали накапливаться системные проблемы.
Причин для этого указывают много и разных. То ли водка плохая стала, то ли космос как-то повлиял, но в 70-х годах в Штатах началась неиллюзорная инфляция, к которой страна была, мягко говоря, не готова. Это немцы в 30-х годах привыкли к инфляции в сотни процентов в месяц, а для американцев это было неприятным и неожиданным сюрпризом.
Конечно, потом экономисты все всем объяснили, типа не надо было государству тратить больше, чем оно зарабатывает, то есть получает налогов, но кто тогда об этом думал. Тогда современной экономической теории как таковой не было, и все думали, что государство богатеет, когда простой продукт имеет, и далее по Пушкину.
Короче — из всего этого пизд.ца америку вытащил простой русский чувак по имени Пол Волькер.
Который сказал (перевожу на русский) — Будем повышать ставки, то есть стоимомость денег в экономике, пока не сломаем хребет инфляции, и ниибет.
И он таки сломал хребет инфляции, и заодно сломал хребет экономике, которая впала в глубочайшую депрессию, но как говорится, нельзя приготовить яишницу, не разбив яиц.
Именно за это (за решение проблемы инфляции, а не за депрессию) старину Волькера боготворят в узких кругах приблизительно так же, как ковбоя Рейгана. Рейган сломал хребет Советскому Союзу, а Волькер — инфляции. Рейган, кстати, был реально крутой чел, но я отвлекся.
Если что, кстати, я забыл сказать — центробанк а американский соединенных штатах реально независим от правительства. Что неплохо.
Потому что когда он ломает хребет инфляции, это обычно приводит к рецесии, что не может нравится правительству. Но центробанку пофиг.
Чем закончились эти пертурбации?
Закончились тем, что американское общество поняло, что (а) безработица — это плохо и (б) инфляция- тоже плохо
Результатом стало принятие современной версии закона о центробанке в 1977 году, где был окончательно закреплен так называемый dual mandate — двойной мандат — поддержание максимальной занятости И обеспечение минимальной инфляции. Что в принципе — противоречащие друг другу цели. Потому что, когда занятость растет, инфляция увеличивается.
О том, почему это происходит — поговорим в следующей части нашего экономического ликбеза.
Кстати, один из основных вопросов, которые задают себе экономисты в наше время — где инфляция, блеяяяять? Почему экономика растет, занятость в штатах почти полная, безработица на минимуме, а инфляции — нет ?? Чоза фигня — вопрошают лауреаты нобелевских премий.
На эту тему у меня есть мнение, которое я выскажу в третьей, заключительной части этого триллера
Плюсуйте, если вы хоть что-то поняли в этой части и если хотите увидеть следующую, катарсис так сказать.
Кстати, есть идея провести ребрендинг моего блога и переименоваться из «Андрей Л (division by zero)» в «Гуру Хренов». Что вы думаете? Я на всякий случай уже переименовался. Как оно? Или вернуть обратно ?
Но если задача — уменьшить количество читающих, то второе становится первым. )))
А так… все равно хорошо.