«Если время — самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством»
Бенджамин Франклин
На сегодняшний день в мире существует множество систем управления временем, как совсем новых, так и разработанных несколько веков назад. Данная статья посвящена одной из них — системе управления временем, которую разработал Бенджамин Франклин.
Справка: Бенджамин Франклин (17.01.1706 – 17.04.1790) — знаменитый ученый и талантливый журналист, опытный дипломат и умнейший политик. Портрет этого человека украшает стодолларовую купюру США. Мысли Бенджамина Франклина цитируют вот уже более 2-х столетий.
Система Франклина работает по принципу «от большего к меньшему». Система «утверждает», что каждое действие человека должно быть согласовано с его жизненными ценностями и направлено на осуществление глобальной жизненной цели. Для того чтобы путь к намеченной цели был более легким и быстрым, главную задачу делят на небольшие подзадачи, а их, в свою очередь, разделяют на несколько мелких заданий. Иными словами, система Б. Франклина построена по типу пирамиды, в нижней части которой располагаются жизненные принципы и глобальные цели, а в средней и верхней — долгосрочные и краткосрочные планы по достижению этих целей.
«Строительство» пирамиды начинается с основания. Именно от основания и будут зависеть все дальнейшие действия. На данном этапе следует определиться с жизненными принципами: обозначить свои ценности, разобраться, с тем, что важно, а что — не очень.
У каждого из нас свои приоритеты. У одних на первом месте наука, у других — деньги, у третьих — власть, у четвертых — известность, у пятых творчество и т. д. Одни дорожат семьей, и для них важно как можно больше времени проводить с близкими. Другие стремятся проявить себя в работе и ради этого готовы трудиться день и ночь. Кому-то важна близость с Богом, и они готовы отдаться служению церкви. А кому-то важнее служение людям, они искренне мечтают помочь всем страждущим и обделенным.
Этот этап можно назвать самым сложным — разобраться в своих чувствах и мыслях совсем не просто. Крайне важно найти именно свои ценности. Нередко то, что мы считаем ценностью, оказывается для нас «фальшивкой», навязанной обществом, семьей, друзьями и т. д. Например, вы можете думать, что для вас главное — это богатство. Но на самом деле для счастья вам нужна любящая семья и средний достаток. Это значит, что мысли о богатстве поселились в вашей голове под давлением коллег, друзей или навязчивой рекламы.
Составив список ценностей, тщательно изучите его еще раз. Исключите ценности, которые противоречат друг другу.
Записанные ценности стоит пересматривать примерно один раз в год. Время идет, и вполне нормально, что ваши жизненные приоритеты меняются.
Следующий этап напрямую зависит от предыдущего. Исходя из выбранных ценностей, человеку следует поставить перед собой конкретную цель. Самую большую и самую главную. Цель, к которой он будет стремиться последующие несколько лет или даже десятилетий.
К примеру, если для вас главное — творчество и известность, значит, вы можете стремиться к тому, чтобы стать знаменитым художником, писателем или артистом. Если для вас важнее всего финансовая независимость — значит, вашей глобальной целью может стать накопление значительной суммы денег, например, миллиона долларов.
Помните, глобальная жизненная цель не должна противоречить вашим жизненным ценностям. В противном случае ее достижение не принесет должного удовлетворения.
Пересматривать глобальную цель рекомендуется ежегодно.
3-я ступень пирамиды будет «возведена» тогда, когда вы составите генеральный план. В рамках системы Франклина под «генеральным планом» подразумевается общий план по достижению глобальной цели. Особенностью данного плана можно назвать отсутствие временной составляющей: в генеральном плане прописываются исключительно действия, а вот время их выполнения не указывается.
Так, если вы решили стать артистом эстрады, вам необходимо: получить соответствующее образование, овладеть ораторским искусством, найти хорошего продюсера и многое другое.
Вносить изменения в генеральный план следует каждый год.
Теперь самое время приступить к составлению долгосрочных планов — планов на ближайшую пятилетку. Этот план составляется с указанием конкретных дат реализации. Причем очень важно выставлять не абстрактную дату (например, «в этом году»), а четко прописывать сроки (например, «с сентября по ноябрь» n-го года).
Неправильно: Я пройду курс театрального мастерства в ближайшие 2 года.
Правильно: Я пройду курс театрального мастерства в период с мая по сентябрь 2011 года.
Указание конкретного срока ускорит приближение к цели. Человек по своей природе довольно ленив и, «забыв» указать конкретный срок, вы будете постоянно откладывать выполнение задачи и переносить ее реализацию на более поздний срок.
Постарайтесь сопоставить каждый пункт долгосрочного плана с пунктом генерального. Вы должны точно знать, к реализации какого пункта генерального плана вы приближаетесь, стараясь выполнить конкретный пункт долгосрочного плана.
Вносить коррективы в долгосрочные планы желательно каждые 4-6 месяцев.
На данном этапе будет необходимо заняться составлением краткосрочных планов. Такие планы могут быть рассчитаны, как на несколько месяцев, так и на несколько недель. Каждый пункт краткосрочного плана должен «подчиняться» какому-либо из пунктов долгосрочного. Например, если в долгосрочный план вы внесли пункт «Обучение в консерватории», то в краткосрочный вам следует внести такие пункты, как: «Подготовка к вступительным экзаменам», «Подача документов в приемную комиссию» и т. д. Иными словами, каждый пункт долгосрочного плана придется поделить на несколько более мелких задач.
Краткосрочным планам, также как и долгосрочным, требуются четкие сроки исполнения, только тогда их составление будет не пустой тратой времени.
Пересматривать краткосрочные планы необходимо довольно часто. Желательно перечитывать (и вносить изменения в случае надобности) в краткосрочные планы 2 раза в месяц.
На последнем заключительном этапе вам придется заняться составлением ежедневных планов. Планы на каждый день будут напрямую зависеть от краткосрочных планов, которые вы разработали, «взбираясь» на предыдущую ступень. Так, если в предыдущем плане у вас числилась «Подготовка к вступительным экзаменам», то в плане на день вы можете, например, указать: «Подготовка к экзамену по вокалу». Если же уложиться в один день невозможно, то разбейте план на несколько дней. Например: 17 мая 2011 года — выучить текст песни и начать самостоятельно разучивать песню под музыку, 18 мая 2011 года — занятия с преподавателем по вокалу.
Желательно, чтобы каждый пункт плана имел четкие временные рамки. Например: «Занятия вокалом с преподавателем с 10.00 до 17.00».
Составлять план на день лучше накануне вечером. В течение дня план можно и нужно корректировать.
Составляя планы на день, нужно учитывать приоритетность того или иного дела. Обычно все дела можно отнести к одной из 3-х категорий.
Вначале следует приступить к выполнению важных дел, потом перейти к выполнению второстепенных и, если останется время, заняться малозначительными делами. Не стоит хвататься сразу за все, в противном случае можно вообще ничего не успеть.
К срочным делам можно отнести такие дела как: «Подача документов» (в случае, когда до конца работы приемной комиссии осталось пару дней), «Завершение рабочего проекта» (срывать сроки ни в коем случае нельзя), «Экзамен» (тут и пояснений не требуется) и т. д. К второстепенным делам можно зачислить: «Поздравление друга с профессиональным праздником» (конечно, поздравить нужно именно сегодня, но, экзамен или работа важнее), «Занятие с преподавателем по вокалу» (да, вы уже давно обо всем договорились, и переносить занятие не желательно, но в принципе — вполне возможно), «Покупку новых штор или новой бытовой техники» (и без штор, и без техники вы вполне сможете обойтись несколько дней).
В список малозначительных дел можно внести: «Чтение нерабочей электронной почты», «Скачивание новой версии компьютерной игры», «Покупку нового костюма» и тому подобные занятия, не имеющие никакого отношения к вашей глобальной цели. Обратите внимание: если выполнение какого-то дела вы переносите уже в который раз, задумайтесь, а действительно ли оно имеет для вас хоть какую-то ценность, может его просто вычеркнуть из списка?
В Соединенных Штатах Америки продаются дневники, «расчерченные» по системе Франклина. Несколько первых или последних страниц такого дневника предназначены для фиксации жизненных ценностей и глобальных целей. Там же содержится и таблица для составления генерального плана.
Для записи долгосрочных планов всегда выделяется место в начале дневника, для записи краткосрочных — в начале каждого месяца и каждой недели. Планы на день записываются на страничку с соответствующей датой, причем каждому делу присваивается различная степень приоритетности (A — важные, B — второстепенные, C — маловажные). По мере выполнения дела дополнительно помечаются буквами Х — отмененные или V — выполненные. Перед делами, перенесенными на другой день, ставится новая дата их выполнения.
Подводя итоги, можно сказать, что главная ценность системы Франклина заключается в том, что она не только помогает экономить время, но и учит выстраивать планы, которые не противоречат жизненным ценностям. А значит — учит жить в ладу с собой
Источники [1], [2], [3], [4].
p.s ответы находяться во втором источнике.
Книга Даниила Гранина про человека, который планировал свое время так, как никакому франклину даже и не снилось. Прочитал еще школьником и помню, как она меня поразила. Отзывы на книгу по моей ссылке тоже интересные.