«Рассказ торговца помидорами»
У одного человека было 10 ящиков свежих и ликвидных помидор. Ликвидных, значит, продающихся сразу и ящиками. Он сам их вырастил, уложил в ящики, но продавать решил позже, т.к. считал, что цена на помидоры через неделю будет намного выше и сезон заканчивался. Я, к примеру, помидоры не выращивал и терпеть их не мог. Однако, мне стало известно, что мой сосед вырастил большой урожай ликвидных помидор, и тоже собирался к вечеру с ними на рынок, и что у других соседей тоже огромный урожай помидор. Я пришёл к нему и взял у него до вечера заёмное средство — его ящик помидор. Он этот ящик помидор дал мне в долг под залог в мои 105 рублей, т.к. знал, что тогда он стоил на рынке 100 рублей, а через три дня он мог стоить в пределах 99-ти или 101-го рубль. До обеда я продал его на овощном рынке за 100 рублей. К вечеру цена на помидоры упала, т.к. мой сосед привёз кучу своих помидор, и я купил ящик таких-же помидор всего за 80 рублей, возвратил ему его ящик помидор и положил себе в карман с 20-ти рублей прибыли 15 рублей, а 5 рублей отдал ему за пользование его ящиком помидор. Он отдал мне мой залог в 105 рублей, но настроения у него не было, т.к. он понял, что цена уже упала и мне было как-то заранее понятно, что она упадёт. Однако, всё было честно. Я своими наблюдениями честно заработал игрой на понижение. Тут-то он, наверное, решил превратиться в хитрого и маржинального, помидорного брокера.
На следующий день я пришёл к нему уже как к хитрому и маржинальному брокеру, но не знал, что он в него превратился. И мне захотелось взять у него три ящика помидор для торговли ими на понижение, но денег у меня с собой в этот раз было всего 85 рублей, а ящик помидор на рынке стоил уже не 100, а 80 рублей. Я предположил, что к вечеру мои другие соседи тоже приедут на рынок со своими помидорами и цена на помидоры опять упадёт.
В этот раз он не взял у меня сразу никакого залога, а сказал, что со мной на рынок поедет его человек. Меня это насторожило, но осознал всё только потом. Он мне объяснил, что как только я продам три ящика его ликвидных помидор по 80 рублей на 240 рублей, так его человек сразу же и заберёт себе на хранение все деньги — это мои 80 рублей под залог всей этой сделки, мои 5 рублей за пользование его тремя ящиками помидор, плюс 240 рублей за три ящика помидор — всего 325 рублей, но отдаст мне их, если я решу купить обратно эти помидоры. При этом, он сказал мне, что если цена станет расти, а не падать и достигнет того размера, когда «закончатся» мои 80 рублей залога, то я должен буду откупить помидоры обратно или добавить ещё своих денег. Я на всё это согласился, но оказалось, что соседи не приехали к вечеру на рынок со своими помидорами. Помидор на рынке стало мало, а цена на них поднялась аж до 106 рублей за ящик. Его человек отдал мне 320 рублей, а 5 рублей оставил себе. Мне пришлось купить к вечеру три ящика помидор по 106 рублей, чтобы отдать ему их обратно. Из своих 85 рублей, с которыми я пришёл к нему утром, у меня осталось 2 рубля. Я поддержал ликвидность его мерзких помидор, т.е. продавал и покупал их, торчал весь день на этом рынке, заплатил ему 5 рублей, профукал свои кровные 83 рубля. Он заработал на мне 5 рублей, и когда я весь расстроенный уходил с этого рынка почти без денег, то он торжественно продал эти три ящика помидор к его закрытию аж по 120 рублей. На оставшиеся 2 рубля я купил тогда себе нелеквидный, долгоиграющий лиловый леденец. У меня было предположение, что он мог договориться с моими помидорными соседями, чтобы они не приехали тогда на рынок или даже перекупить у них их помидоры, или даже взять у них их на хранение, а потом без их согласия давать мне их в долг.
С тех пор, я часто наблюдаю за торговлей ликвидными помидорами, подхожу к воротам рынка, достаю из кармана этот леденец, облизываю его, кладу обратно в карман и иногда вижу, как этот хитрый, маржинальный, помидорный брокер уезжает с рынка на роскошном лимузине вместе со своим человеком. Вместе они долго работали и продолжают работать на рынке, и написали много всяких книг про тухлые и свежие помидоры, но я их не читал и читать не собираюсь.
В былые времена у каждого ликвидного помидора на кожуре был свой номерок и владелец каждого помидора мог доказать его принадлежность, отследить его движение на рынке. Потом их стало много и их начали складывать в ящики, лотки, и перестали нумеровать.
Предположительно, скоро я куплю себе роскошную яхту и уплыву на Мальдивы. Там прозрачная вода, красивые девушки и растут кокосы.

Все персонажи этого рассказа выдуманы и к реальным событиям отношения не имеют. ;)
Есть ли в рассказе логическая или арифметическая ошибка? ;)
Этот пост создан по теме порошлого поста:
«Загадка про маржинальность рынка. Кто автор?»
smart-lab.ru/blog/459613.php
С интересом читал все комментарии и посты тех, кто комментировал прошлый пост.
Особенно понравился пост одного участника и комментарии к нему:
«Аналогии моделей грибника и алготрейдера»
smart-lab.ru/blog/322642.php
Никто так помидоры не продает.
Торговец на рынке покупает утром на овощебазе товар по фиксированной цене (как правило за нал, залог на помидоры — это фантастика) и в течение дня (или 2-3-4 дней) реализует. Утром и днем дороже, вечером дешевле (чтобы не тащить остатки обратно на склад или к себе домой), если что-то не продалось и стало портиться, дополнительно скидывает в последний день. Никаких точных расчетов нет, если за день и утро все продалось по нормальным ценам, а на вечер ничего осталось, никаких скидок нет.
Это плохой пример, потому что в реалиях овощного рынка никто не будет заниматься сложными расчетами.
Торговец рассчитывает примерное количество, которое он может продать на рынке и знает сколько дней товар не портится, этого достаточно, чтобы купить примерно сколько нужно, не используя для этого заемные средства, а просто имея оборотные. Если остаются излишки, он их продает со скидками вечером и идет за новой партией.
Единственная маржа, которая есть на овощном рынке — это разница между ценой покупки (+себестоимость аренды точки на рынке) и ценой реализации товара.