Технология уже существует. В конце прошлого года Amazon построила «умный» продуктовый магазин в Сиэтле. Вам не нужно ждать у касс, чтобы что-то купить — вы просто берёте товар и выходите из магазина. Датчики обнаруживают, что вы взяли, и списывают плату при выходе.
Магазин следит за вами так же внимательно, как Facebook или Google. Он будет знать не только те предметы, которые вы купили, но и то, как долго вы задержались перед продуктами и вашим маршрутом по отделам. Эти данные содержат ценные сведения о вашей личности и предпочтениях – то, что Amazon будет использовать, чтобы продать вам больше вещей, как онлайн и оффлайн.
* Ай да Чубайс, реальный дед Мороз, подаривший Западу искрометную идею.
Хотя… умный дом пропагандировался еще раньше Биллом Гейтсом. Тем не менее...
А что, если холодные напитки будут стоить дороже в жаркий день?
Покупатели в Великобритании скоро поймут каково это. Недавние сообщения говорят о том, что три крупнейших сетей супермаркетов в стране собираются ввести мобильное ценообразование в отдельных магазинах. Это означает, что цены будут расти и падать в течение дня реагируя на спрос. Покупка обеда в обеденное время будет похожа на заказ автомобиля в Uber в час пик.
Это может шокировать, однако гораздо более радикальные изменения ждут нас впереди. Примерно за неделю до этого отчёта Amazon объявила о покупке Whole Foods за 13.7 миллиардов долларов. Компания, которая являлась олицетворением альтернативы физическим ритейлерам, теперь владеет более чем 460 магазинами в трёх странах.
Данная сделка – крупнейшая в истории Amazon — поразила ряд наблюдателей. Но Amazon, как правило, смотрит примерно на десять лет вперёд своих конкурентов, и в этом секрет её успеха. Эта компания, которая по достоинству оценила перспективы розничной торговли онлайн в 1994 году и облачных вычислений в 2006. Её покупка Whole Foods представляет собой столь же дальновидное вложение.
Amazon не отказывается от онлайн-розницы. Скорее, компания планирует создать нечто новое. Она оцифрует нашу повседневную жизнь таким образом, что классическое ценообразование станет примитивным. Amazon расширит бизнес-модель, основанную на разработках Силиконовой долины, в физическое пространство, и будет зарабатывать деньги, контролируя все, что мы делаем.
Силиконовая долина – отрасль добычи. Её ресурсом является не нефть или медь, а данные. Компании собирают эти данные, пытаясь охватить как можно большую часть нашей онлайн-активности. Эта активность – лайки в Facebook, поисковый запрос Google или даже время, которое ваша мышь проводит в определённой части экрана. В одиночку эти данные могут не иметь особого значения. Однако, сопоставив их с миллионами других, компании могут обнаруживать шаблоны, которые помогают определить, какой вы человек, и какие вещи вы можете купить.
Чтобы увеличить прибыль, Силиконовая долина должна извлекать больше данных. Один из способов — заставить людей тратить больше времени в Интернете: создавать новые приложения и делать их максимально захватывающими. Другой – привлечение большего количества людей в Интернет. Это истинный мотив программы Facebook, которая предоставляет ограниченный набор интернет-услуг бесплатно в слаборазвитых регионах по всему миру, в надежде собрать данные бедного населения.