День открытых дверей: взрывные темпы роста по ряду продуктов
Банк активно увеличивает клиентскую базу как в рознице... Тинькофф Банк вчера провел день открытых дверей, на котором менеджмент представил текущее состояние дел и планы по отдельным видам продуктов. Банк в настоящее время имеет более 6 млн клиентов, из которых 3,3 млн приходится на кредитные карты, 2,5 млн – на расчетные карты, по 200 тыс. – на Тинькофф-бизнес и POS-кредитование, 100 тыс. – на страхование. Банк ежемесячно проводит порядка 400 тыс. встреч с клиентами, что дает примерно 250 тыс. новых активных клиентов в месяц. В 2018 г. менеджмент рассчитывает на 70–80процентный рост месячной аудитории в мобильном приложении, к концу 2019 г. оценивает возможность увеличения клиентской базы по расчетным картам (которые являются скорее каналом привлечения, чем источником прибыли) до 8 млн. По оценкам банка, около 6% его клиентов хотели бы получить кредиты наличными, сейчас они выдаются 2% клиентов, в планах нарастить долю до 3–4%.
…так и в сегменте МСБ. По POS-кредитам банк сейчас обслуживает 1,5 тыс. активных магазинов, через год планируется довести их количество до 7 тыс. и сделать их каналом продаж других продуктов банка. Кроме того, здесь Тинькофф также нацелен на брокерские продажи кредитов других банков. В сегменте МСБ в следующем году банк может начать выдавать кредиты со своего баланса (пока что это только кредиты банков-партнеров, а сам Тинькофф предоставляет расчетно-кассовое обслуживание). За октябрь банк открыл около 24 тыс. счетов МСБ – по словам менеджмента, это второе место после Сбербанка. Сегмент вышел на безубыточность во 2 кв. 2017 г., в 3 кв. показал доход в 1,2 млрд руб. (против примерно 0,5 млрд руб. во 2 кв.), в 4 кв. он, по оценкам руководства, может составить 2 млрд руб., при этом половина расходов сегмента сейчас приходится на привлечение клиентов. Также были представлены планы по наращиванию сети банкоматов и запуску инкассации для крупных сумм. В ипотеке банк планирует в 2018 г. обогнать рынок по темпам выдачи (в случае Тинькофф – в качестве брокера) примерно в два раза, а в 4 кв. 2017 г. сегмент по плану должен выйти на безубыточность.
Менеджмент может немного улучшить прогнозы после публикации отчетности за 3 кв. Формально руководство оставило свои предыдущие прогнозы по чистой прибыли без изменений, но отметило, что в сегменте МСБ банк опережает прогнозы. На данный момент те 30% прибыли за 2019 г., которые банк ждет от некредитных продуктов, распределены следующим образом: 6–8 млрд руб. от МСБ, 1–2 млрд руб. от дебетовых карт Tinkoff Black и 0,5–1 млрд руб. от ипотеки. Страхование в ближайшие три года, по прогнозу менеджмента, не будет вносить сколько-нибудь ощутимый вклад в чистую прибыль, но в более долгосрочной перспективе возможен рост доли рынка как минимум в автостраховании. Прогнозы по основным финансовым показателям на 2018 г. менеджмент даст после публикации отчетности за 3 кв. по МСФО 23 ноября.
Уралсиб