В промышленных масштабах человечество добывает нефть около 150 лет. С тех пор она проникла не только в нашу мирскую жизнь, но и заняла многие величайшие умы. Как гласит афоризм: “мелочные люди говорят о людях, посредственные о вещах, а мудрые — об идеях”.
Нефть окружена мыслями и вниманием со всех сторон: геополитические стратеги ломают голову как получить над ней контроль, экологи размышляют об альтернативе, кто-то ради неё
воюет всеми шестью флотами, технари считают EROEI, а пессимисты просто переживают, что она кончится.
Вот как выглядит популярность концепции “пик добычи нефти”:

Как любят говорить зелёные: “Каменный век кончился не потому что кончились камни”. Идейно это связывают в автотранспортом, на который приходится львиная доля потребления нефти, о нём и поговорим.
Масла в огонь недавно подлил
Элон Маск, который якобы даже начал спать на своём заводе, чтобы выполнить План с большой буквы — производить
500 тыс. автомобилей Tesla в год уже в 2018г. Обратите внимание на масштаб в сотни тысяч, это понадобится для дальнейшего понимания и сравните с текущим производством автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — 90 млн. штук в год. В свою очередь,
Bloomberg New Energy Finance публикует свои прогнозы о том, как электромобили (э/м) вызовут новый нефтяной кризис уже к 2022 году.
Логика оценки процесса
“уничтожения” нефтяного рынка с помощью электромобилей проста:
Берём прогноз всего мирового автопарка и прогноз количества электромобилей. Мы воспользовались
прогнозом от Bloomberg (55 млн. к 2030 году), который кажется нам адекватным. По прогнозу же всего парка автомобилей разногласий в научном сообществе нет — там продолжается полувековая экспонента.

Умножение синего поля (авто с ДВС) на годовой расход нефти на машину (с учётом роста эффективности) даёт потребление нефти в транспортном секторе. Соответственно, теперь можно построить прогноз потребления нефти для данного сценария.
Кто-то может заявить, что прогноз в
55 млн. электромобилей к 2030 году от Bloomberg пессимистичен. Что ж, от сумы, тюрьмы и несбывшегося прогноза — не зарекайся. На недавней конференции в Париже по вопросу глобального потепления ООН поставила оптимистичный ориентир в
100 млн электромобилей! Не будем выбирать какой-либо из прогнозов и посмотрим на потребление нефти транспортным сектором при разных сценариях:

Как видно,
55 млн. электромобилей к 2030 году никак не влияют на потребление нефти транспортным сектором (как и 100 млн. электромобилей) и нефтяную отрасль ждут ещё долгие годы инвестиций. Причина проста: новый миллиард авто с ДВС к 2030 году потребует дополнительные 17 МБ/д добычи нефти, а 55 млн электромобилей смогут
“отнять” у нефти лишь 1,8 МБ/д. Цифры несопоставимы.
Последние
30 лет спрос на нефть увеличивается на 1,2 МБ/д ежегодно. Чтобы существенно повлиять на этот спрос, электромобили должны отнимать, например, около 0,7 МБ/д из этих 1,2 МБ/д.
Для этого нужно к 2030 иметь парк электромобилей в 250 млн. штук., что выглядит
крайне маловероятным. И то, спрос на нефть всё равно продолжит расти на оставшиеся 0,5 МБ/д. Чтобы полностью остановить рост потребления нефти к 2030 потребуется 330 млн. электромобилей (чёрная линия на графике).
Таким образом,
давление электромобилей на нефтяную отрасль будет малозаметным в ближайшие 15 лет и идея “ненужной нефти”
не выдерживает критики. Если же заглянуть за 2030 год, то можно с уверенностью утверждать, что спрос на нефть продолжит рост.
А смартфон или планшет? :)
Боюсь тут будет так же… почему все считают что через 15 лет автомобили в привычном понимании этого слова останутся такими же в нашей жизни?
Почему вы думаете, что через 15 мы все не перейдем например на аренду авто?
И вообще авто не будут напоминать нечто похожее на кадры из фантистических фильмов или не будут летать? :)
В отличие от Стратегии-2020, которую писали эксперты, соавтором нового плана станут сами чиновники!!!
Да в придачу нефть к 2030 году ох как вырастет — вот тогда точно Россия заживет, не то что сейчас при Обаме ))))