Рис. 1. Динамика продажи и покупки валютных опционов банками России. Источник: ЦБ РФ
Банк России раскрыл данные о торговле производными финансовыми инструментами (ПФИ) на внебиржевом рынке коммерческими банками Российской Федерации. Статистика готовится в рамках сбора данных Банком международных расчетов (BIS). Основными клиентами банков при продаже опционов выступают компании из нефинансового сектора, которые хеджируют валютные риски, а также пытаются заработать за счет финансовой деятельности в виде кэрри-трейда (покупка на заемные средства более высокодоходной валюты)
Объем проданных валютных опционов по состоянию на 1 марта 2016 года составлял $35,06 млрд. К уровню февраля 2016 года данный показатель увеличился в 1,5 раза, однако в целом с конца 2014-го и начала 2015 года наблюдается нисходящий тренд (рис. 1).
Всего на рынке внебиржевых производных инструментов на 1 марта сделки совершал 21 банк, причем на 2 банка пришлось 75% оборотов с производными (Банк России не раскрывает названия этих банков). Для сравнения, в период «черного вторника» декабря 2014 года на рынке сделки совершали всего 12 банков. То есть спрос на услуги хеджирования существенно вырос после того, как ЦБ РФ отпустил курс рубля в свободное плавание.
Пик продажи опционов со стороны банков приходился на период ноября 2014 — февраля 2015 годов. Тогда эта величина превышала $50 млрд.
Внебиржевой рынок деривативов существенно превышает в объеме срочный рынок Московской биржи. Так, по состоянию на 21 апреля на торговой площадке было открыто опционов типа «колл» на фьючерс доллара США на $990 млн и «путов» на $1,4 млрд. Банки выступают маркетмейкерами на внебиржевом рынке деривативов, и свой риск они хеджируют за счет покупки форвардных контрактов на валютном и срочном рынках Мосбиржи, а также на кассовом (межбанковском) рынке наличной валюты.
Стоит отметить, что до апреля 2015 года фининституты активно выступали и покупателями валютных опционов. Вероятно, это было связано с рисками девальвации рубля. С августа 2015 года валютные риски оцениваются менее критическими, поэтому банки активно преобладают как нетто-продавцы опционов.
Наиболее оживленным рынок внебиржевых деривативов был в декабре 2014 — феврале 2015 года, когда суммарный объем купленных и проданных опционов превышал $100 млрд. Сейчас объем покупки опционов банками сократился до менее $8 млрд, что является наименьшей величиной за последние 1,5 года. Следовательно, банки оценивают валютные риски как невысокие.
В тоже время наблюдается корреляция между локальными всплесками волатильности в рубле и активностью хеджеров, которые покупают опционы у банков. Как правило, среди хеджеров преобладают иностранные компании из реального сектора, а также российский корпорации-экспортеры. Так, в августе 2015 года, когда доллар вырос до 70 рублей, хеджеры купили у банков опционов более чем на $45 млрд, в ноябре — на $39 млрд, причем 31 млрд был краткосрочным хеджем до 1 года. В декабре реальный сектор уже активно сокращал свои позиции по деривативам. Вероятно, на данные всплески, кроме курса доллара и волатильности валютного рынка, влияет и сезонный фактор.
Статистику по опционам в разрезе их типов (пут и колл) Банк России не приводит, поэтому оценить ожидания внебиржевых игроков весьма сложно.