Эта статья является третьей по счету из цикла посвященного мировому финансовому кризису.
Перед дальнейшим чтением этой статьи я рекомендую ознакомиться с двумя предыдущими.
1. Кризис перепроизводства в Китае.
2. Добро пожаловать в третью волну мирового финансового кризиса.
Как известно традиционная модель капиталистического общества базируется на социальной стратификации. Где идет ярко выраженное разделение людей на два класса. Класс рабочих – людей создающих продукт, который затем попадает на рынок. И класс капиталистов – владельцев средств производства. Капиталисты в классической модели используют наемный труд рабочих для производства товаров с целью последующей реализации их на рынке. Именно так если кратко описывать выглядят традиционные устои производственных отношений в капиталистическом обществе.
Но уже в 19-ом веке начался постепенный слом традиционных устоев производственных отношений. Именно тогда стало ясно, что во многих случаях на целом ряде производственных участков можно обойтись без рабочих. Это достигается путем автоматизации.
Автоматизация в классическом понимании подразумевает освобождение человека от повторяющихся операций. Естественно, что чем проще эти операции, тем проще их автоматизировать. Уже в девятнадцатом веке исследования показали, что в производственных процессах повторяющихся операций более половины. Фактически – в зависимости от вида выпускаемой продукции их от 70% до 100%. С этого момента начался процесс постепенного вытеснения людей, из производственной цепочки что привело и до сих пор приводит к постепенному исчезновений различных профессий.
В связи с этим очень интересным примером является исчезновение профессии ткача.
Ткачество – производство ткани на ткацких станках одно из древнейших ремесел. Некогда это был престижный и хорошо оплачиваемый ручной труд. Но в 1804 году Жаккаром, Жозефом Мари был создан автоматический ткацкий станок.
Это была машина с программным управлением на перфокартах, которая появилась за долго до появления компьютеров. При помощи этого станка можно было создавать декоративные ковры, скатерти и даже чулки. Поскольку эта машина делала свою работу быстрее и лучше чем рабочие на ткацких фабриках то владельцы фабрик начали массово сокращать рабочих и замещать на это автоматизированное оборудование. Некоторое время спустя первая в мире технологическая безработица стала носить массовый характер. Естественно, что это вызвало резкое недовольство среди рабочих – ведь без работы осталось огромное количество людей, которые ничего больше не умели делать. Это привело к восстанию луддитов – рабочих уволенных с ткацких фабрик, которые врывались в производственные помещения и ломали станки Жаккара. Массовые беспорядки закончились тем, что восстание было жестко подавлено правительством Великобритании. С тех пор ручной ткацкий труд навсегда исчез.
В 20-м веке за счет появления компьютеров и промышленных роботов исчез ряд других профессий. Например, профессия кочегара, которую вытеснили системы автоматической подачи топлива. Или профессия телефонистки, которая пользовалась спросом до 80-х годов двадцатого столетия. Сейчас их полностью заменили автоматические телефонные станции.
Так же стало возможно автоматизировать не только простые технологические операции, но и сравнительно сложные – например, сварку, покраску и сборку изделий.
Сейчас в двадцать первом веке эксперты ожидают серьезное вытеснение людей с конвейерного производства. Уже сейчас рабочих на конвейере постепенно заменяют машинами. Потому что они делают работу намного эффективнее и гораздо точнее. И лучше всего это иллюстрирует производство полупроводниковых процессоров. Сейчас они повсеместно используются в различных электронных устройствах. Но их производство настолько сложное, что с таким уровнем точности может справиться только высокотехнологичное оборудование. По некоторым подсчетам уже через пять лет число людей работающих на конвейере сократиться на 32% и примерно половина из них придется на заводы производящие процессоры.
Так же ожидается серьезное вытеснение людей не только из промышленного производства, но и сферы услуг. Уже сейчас в мире растет число супермаркетов с минимальным количеством сотрудников. Например, в Великобритании по данным за 2009 год каждый шестой супермаркет в стране нанимал на работу всего одного человека. В его обязанности входит следить за роботами кассирами и их починка в случае необходимости. Естественно, что этот тренд в дальнейшем будет только усиливаться. Автоматические роботы-магазины есть уже и в России.
Таким магазинам не нужны продавцы, кассиры и охранники. Несомненно, что будущее розничной торговли именно за такими системами.
Так же очень интересным является факт открытия в Китае автоматического ресторана, где роботы готовят еду, а так же выступают в роли официантов исполняющих заказы.
Не обходит стороной автоматизация фермерское хозяйство. Если ранее число людей занятых в сельском хозяйстве объяснялось всеобщей механизацией – внедрением различных машин. Например, комбайнов и тракторов. То сейчас постепенное сокращение работников в этой сфере объясняется всеобщей автоматизацией в данной сфере. Сейчас этой индустрией правят большие фермы, где все автоматизировано по максимуму. По оценкам экспертов в ближайшие пять лет число фермеров только в США сократиться на 10-20%. В будущем ожидается массовое аквапонных и гидропонных ферм. Тогда можно смело ожидать уровень автоматизации на уровне 90%-100%.
Таким образом, уже сейчас, в начале двадцать первого века совершенно очевидно, что
за счет новых технологий в промышленности – современных промышленных роботов и станков с ЧПУ в сочетании с передовыми разработками в области компьютеров и искусственного интеллекта. Автоматизация производства сложных товаров – например, автомобилей поддается на 70%-80%. В тоже время производство простых товаров – например, кирпичей уже сейчас легко автоматизируется на все 100%. Фактически сейчас массовую технологическую безработицу сдерживают не технические вопросы – которые решены по большинству пунктов, а экономические факторы.
И главный экономический фактор, сдерживающий массовое вытеснение людей из промышленности это огромный, многомиллиардный рынок дешевой рабочей силы. А проще говоря, рынок современных рабов из Китая, Индии и Южной Африки. Так в Китае почасовая оплата труда составляет 3.10 долларов в час. Что в семь раз ниже, чем в США, где она составляет 22,3 доллара в час.
Не лучше обстоят дела в Индии и ЮАР. В ЮАР минимальная зарплата в час 0,73 -2, 33 доллара в час в зависимости от региона, а в Индии 0,63 доллара в час. К тому же не стоит забывать что Китай и Индия одни из самых перенаселенных стран мира. Эти страны – главным образом Китай с его “экономическим чудом”. За последние 25 лет резко подняли свой ВВП за счет привлечения иностранных инвестиций на выгодных для инвесторов условиях – низкой стоимости производства продукции главным образом за счет использования дешевого труда рабочих. Фактически эти страны пожертвовали уровнем жизни населения ради создания как можно большего числа рабочих мест. И тут явно прослеживаются две цели – поднять уровень экономического развития и как можно больше занять население. Потому что большая безработица для этих стран грозит серьезными социальными потрясениями – бунтами и массовыми беспорядками. Надо сказать, что по большому счету план отлично сработал, ряд производств, в том числе и высокотехнологичных действительно переехал в эти страны. Что позволило тому же Китаю стать второй экономикой мира.
Но уже в 2014 году ситуация стала меняться. Экономика Китая стала, все больше замедлятся и стали видны первые признаки надвигающийся третьей волны мирового финансового кризиса. И она пришла в 2015 году, когда в Китае настал кризис перепроизводства, который привел к падению цен на нефть и общей турбулентности на других биржевых площадках.
Сейчас очевидно, что Кризис перепроизводства в Китае это только вершина айсберга. На самом деле за счет новых технологий в промышленности в мире производиться больше продукции, чем когда-либо за всю историю человечества. Поэтому правильнее говорить об общемировом кризисе перепроизводства. И как всякий кризис перепроизводства он приведет к неизбежному сокращению избыточных производственных мощностей, поиску новых рынков сбыта, а так же переделу уже существующих всеми доступными методами. Так по прогнозам China International Capital Corp. В ближайший год на 30% в Китае сократиться число рабочих мест в сталелитейной, стеклолитейной, цементной и угольной промышленности, где наблюдается значительный переизбыток производственных мощностей.
Кроме этого критически важным становиться поиск способов удешевления себестоимости выпускаемых товаров с целью повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. И тут придется идти двумя путями – сокращать расходы, на логистику размещая производства как можно ближе к потребителям, и искать как можно более дешевую рабочую силу с достаточной квалификацией для производства товаров.
И эти процессы уже начались. Так уже в 2014 году 16% американских компаний перенесли свое производство обратно в США. Для сравнения в 2013 году их было 13% а в 2012 году только 7%. Эти данные следуют из опроса сделанного Boston Consulting Group. Так же этот опрос показал, что множество компаний планирует в ближайшее время так же перенести производство назад в штаты. Сейчас все страны мира все больше стремятся размещать производство товаров как можно ближе к потребителям с целью сокращения логистических расходов.
Гораздо сложнее решается вопрос с дешевой рабочей силой. Ведь в тех же штатах часовая оплата труда в семь раз выше, чем в Китае и сокращение расходов на логистику перекрывает рост уровня оплаты труда рабочих. Но в двадцать первом веке есть выход из этой ситуации. Станки с ЧПУ, промышленные роботы, и автоматизированные производственные линии стали существенно дешевле, чем в двадцатом веке, а уж о том, как подешевели компьютеры и пришли почти в каждый дом знают все. Исходя из этого совершенно естественным, и закономерным процессом удешевления стоимости выпускаемой продукции стала ставка на сокращение людей в производственной цепочки путем автоматизации. Так компания Tesla Motors вместо размещения производства в Китае организовала производство в США, но при этом более половины работы делают различные роботы. В настоящее время у них есть планы по организации производства в Европе, где будет задействован тот же принцип.
Поскольку Tesla Motors показала, хорошие финансовые результаты то нет никаких сомнений, что ее опыт будут перенимать и другие компании. Так прошла информация, что компания Апл так же планирует перенос производства из Китая в США с целью удешевления логистических расходов и скорее всего, будет применен тот же подход – максимальная автоматизация производственных процессов с целью снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Таким образом мы видим что с 2015 года ситуация с производством товаров в мире все больше меняется. Если раньше делали ставку на дешевую рабочую силу с достаточной квалификацией и просто переносили туда производства, потому что так было выгодно. То теперь все более выгодным становиться размещение производства как можно ближе к рынкам сбыта и замена людского труда на машинный. И нет никаких сомнений, что данный тренд со временем будет усиливаться. Со временем это приведет к тому, что труд машин станет дешевле труда людей даже в самых бедных странах, что сделает бессмысленным размещения производств там. А раз так, то пора констатировать факт – всеобщая автоматизация и всеобщая роботизация “уничтожат” рынок дешевой рабочей силы. Люди на производстве все в больших количествах случаев будут становиться не конкурентоспособными по сравнению с автоматикой. Ведь людям нужно создавать определенные рабочие условия, платить зарплату, оформлять с ними трудовые договора и пр. В тоже время автоматика этого не требует – единственное, что остается человеку на автоматизированных участках производства это следить, чтобы конвейер работал без сбоев и устранять неисправности, если они возникнут.
Сразу возникает вопрос, — к каким последствиям это приведет? А последствия, по моему мнению,
будут следующими:
1.Постепенное закрытие проекта “мировой фабрики”. Такой большой концентрации промышленности в отдельной стране как, например, в Китае больше не будет. Вместо этого появиться множество сравнительно не больших высокоавтоматизированных производственных центров по всему миру.
2. Учащение мировых кризисов перепроизводства – текущая третья волна мирового финансового кризиса однозначно не последняя. Еще Карл Маркс описал в деталях механизм возникновения кризисов перепроизводства и их последствия. И если раньше кризисы перепроизводства носили локальный характер то теперь в условиях все большего роста производительности труда по всему миру, а так же глобализации экономических процессов, кризисы перепроизводства приобрели глобальный характер. Сейчас уже наблюдается сворачивание избыточных производственных мощностей и рост безработицы, затем, когда спрос и предложения уравновесятся рыночными методами, то погоня за прибылью приведет к новому наращиванию производственных мощностей, а затем к новому глобальному кризису перепроизводства. Причем промежуток между кризисами будет все больше сокращаться.
3. Ликвидация рынка дешевой рабочей силы рыночными методами. Неизбежно в определенный момент времени труд машин станет дешевле труда рабочих даже в самых бедных странах. Это породит массовую технологическую безработицу среди самой бедной и наименее образованной части населения планеты. Прокатиться волна бунтов, погромов, революций и войн.
В любом случае неизбежна перестройка мировой экономики под новый технологический уклад,
где львиную долю работы будут делать машины. Ну и конечно остается открытым вопрос, что ждет большие массы людей в условиях приближающийся массовой, мировой, технологической безработицы. Возможно, нас ждет новое восстание луддитов. А возможно общество некоторое время спустя станет похоже на то, что было в древней Греции, где тяжелым трудом занимались рабы, а свободные люди занимались только научной и творческой деятельностью. Ведь уже сейчас многим людям тяжело конкурировать с машинами. И нет сомнений, что далее конкуренция будет только возрастать.
В последние 20 лет наблюдается обратная тенденция. Увеличивается количество работающих в оффисах — имено там, где автоматизация наиболее легка и безболезненна, так как все сводится к банальному «бумагопроизводству», там не сможет взорваться реактор из-за сбоев в системах автоматики, но тем не менее, наблюдаем обратную тенденцию. наш мир, во многом, виртуален, и мы все дальше удаляемся от реальности…
А может тут дело в банальном паразитизме. У менеджмента есть родственники и друзья, для которых нужны хорошие рабочие места. К тому же, сам менеджмент не нужен, если некем будет управлять… это мафия:)
Плохая, неэффективная система тоже кому то нужна как воздух, ибо они живут засчет нее.
Принцип построения человеческого общества — это тотальный паразитизм. он преобретает все более сложные и уродливые формы. Возможно, человечество, в конечном итоге, сожрет само себя.