Хмуро-неоднозначные мнения старых пукалок фондового рынка, на мой взгляд: люди ничего не создавали идя по течению и не прилагая усилий для развития ФР России, да ещё не понимают, что ФР — это производная от развития предпринимательства и экономики.
27 октября в московской школе управления «Сколково» состоялась конференция «Финансовый рынок России: взгляд в будущее», приуроченная к 20-летию с момента старта торгов на РТС. Первая панель собрала по-настоящему звездный состав: «отцов» фондового рынка — Анатолия Гавриленко, Рубена Варданяна, Олега Ячника, Олега Вьюгина, Андрея Шаронова, Рубена Аганбегяна, Романа Горюнова, Константина Угрюмова, а также «маму» фондового рынка Беллу Златкис.
Началась конференция весьма необычно — с рэпа. Затем президент Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко и модератор первой сессии ректор школы «Сколково» Андрей Шаронов представили присутствующим участников дискуссии.
После этого Шаронов попросил всех принять участие в голосовании «Где сейчас находится российский финансовый рынок?», выбрав один из трех вариантов ответа на вопрос: 1) на краю пропасти; 2) у подножья горы и 3) на развилке. Чуть больше половины зала проголосовало за последний вариант. В течение всей дискуссии выступающие периодически возвращались к этому вопросу, объясняя, какой вариант они выбрали и почему.
Первым слово взял президент НП РТС Роман Горюнов, который коротко рассказал о том, что происходило с рынком за последние 20 лет, проиллюстрировав свой рассказ графиками.
Партнер инвестиционной компании «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубен Варданян свою речь начал с шутки. «Наш сегодняшний разговор мне напомнил табличку, которую я видел на столе у одного финансового директора — «Деньги были, деньги будут, сейчас нет». Такое ощущение, что фондовый рынок был, фондовый рынок будет, но сейчас его нет. В нашей дискуссии мы говорим о прошлом и будущем, минуя реальность сегодняшнего дня», — сказал он.
Сергей Васильев, председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды», заявил, что можно, конечно, печалиться, что сейчас фондового рынка нет, но если вспомнить, как все начиналось 20 лет назад, то это вообще была пустыня: не было ни офисов, ни телекоммуникаций, ни законодательных основ. За прошедшие годы было многое создано, и поэтому грустить особо не из-за чего. «Мне кажется, это вопрос установок, — перебил его Шаронов. — Раньше радовались в плохих офисах, а сейчас печалятся в хороших». Васильев согласился с ним.
«Такое ощущение, что мы за 20 лет создали космолет, а он сел в пустыне. Вроде бы серьезный механизм, все есть: и автоматика есть, и мониторы все налажены, и даже профессиональный человек есть, и правила движения он знает, а что делать в этой пустыне не понятно. Механизм есть, наш фондовый рынок может многое, но задача, которую перед нами ставит государство, не ясна», — сказал Сергей Васильев.
Видимо, идея проводить аналогии понравилась всем остальным участникам панели, потому что после Васильева они начали активно в этом упражняться. Так, например, председатель правления ФК «Открытие» Рубен Аганбегян сравнил развернувшуюся дискуссию с «дискуссией кровеносной системы при умерших органах», а также с «дискуссией на дне бассейна без воды среди участников, которым предстоит научиться прыгать с десятиметровой вышки, чтобы доказать, что они достойны того, чтобы налили воду».
Иван Тырышкин, заместитель председателя совета директоров НП РТС, назвавший себя предпринимателем, в свою очередь сравнил нашу финансовую систему «с дуршлагом, который мы постоянно пытаемся наполнить водой». И если правительство своими действиями будет «затыкать дыры», то в итоге из этого дуршлага вскоре может получиться кастрюля. После речи Ивана председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин внес свою небольшую ремарку: «Настоящий предприниматель из дуршлага никогда кастрюлю делать не будет, он сразу сделает новую кастрюлю».
Несмотря на то, что разговор получился не очень-то позитивным, завершая дискуссию Андрей Шаронов привел слова восточной мудрости: «Что такое несчастье? Это счастье, смысл которого тебе пока не понятен». И перед тем, как отпустить присутствующих на кофе-брейк, он попросил принять участие в еще одном, заключительном голосовании. На этот раз вопрос касался того, каким будет значение индекса РТС через 20 лет. «Треть считает, что будет не намного лучше, а две трети — что будет лучше или даже намного лучше. Мне кажется, что мы — точно про будущее», — на этой позитивной ноте Шаронов завершил встречу.