То есть на семена, удобрения, ремонт техники и прочее аграрии получили только одну десятую часть от минимально необходимого — такие данные были приведены на пресс-конференции в «Парламентской газете».
«Где этот 301 миллиард? — задался вопросом вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Я хотел бы эти деньги увидеть. Пока всего 66 миллиардов выделено, я читаю. Этот год крайне тяжелый».
Ввиду отсутствия денег аграрии в этом году будут сеять по самым простым технологиям. То есть без орошения, удобрений и прочих «излишеств». А дальше им останется только надеяться и молиться. «Чем проще технологии, тем выше природные риски. Будет хорошая погода — будет урожай. Необходимо, чтобы в почве были накоплены хорошие запасы влаги. А на данный момент запасы влаги крайне плохие», — рассказал Корбут.
Если Россию внезапно не зальет в апреле — мае аномальными дождями, летом большую часть урожая погубит засуха — скажется малоснежная зима. А это значит, что цены на зерно осенью взлетят вверх. Следом подорожают молоко, мясо и птица — цены на все продукты питания напрямую связаны с ценами на фуражное зерно.
«Риски колоссальные, — продолжает Корбут. — Считает ли государство необходимым снизить эти риски? Хотя уже поздно: техника должны быть отремонтирована заранее, семена закуплены и тому подобное. Временной ресурс уже исчерпан».
Обсудили эксперты и перспективы импортозамещения в сфере семеноводства. Выяснилось, что перспектив на ближайшие годы никаких — вместо перспектив у нас «ура-патриотизм» и «валите все отсюда».
«Я слышу ура-патриотические крики: сейчас выгоним иностранцев и заживем хорошо! — рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов. — Я слышу, что западным фирмам, которые занимаются семеноводством, говорят, что пора бы им убираться из России. Давайте учиться работать, а не кричать и выгонять. Семеноводство — это база, это испытания сортов, ученые и так далее. Если мы 20 лет гробили этот пласт, то мы не сможем за год — два вырастить семена. Выращивая семена, как выращивали их в СССР 30 лет назад, невозможно конкурировать с зарубежными фирмами – сегодня нерентабельно использовать старые технологии. Надо или входить в сотрудничество с зарубежными фирмами, либо, как Китай, просто копировать технологии».
Депутат неожиданно вспомнил, как пошел покупать колун на дачу. Один купил — сломался. Второй купил — сломался. Тогда депутат купил колун импортный. «Колун отечественный — и то ломается! То же самое с семенами», — привел пример Туманов.
По семенам овощей, кукурузы и даже картошки Россия зависит от импорта почти на 100%. Считается, что зато с семенами зерновых у нас все хорошо. «Не сказал бы, что по зерновым мы находимся в лидирующем положении, — признался Корбут. — Я вам приведу пример: в Англии реализуется программа „20/20“ — к 2020 году они намерены создать сорт пшеницы, который будет давать 20 тонн с гектара».
Сейчас пока урожайность пшеницы в Европе 5,5 т с га, в России — 2,2 тонны. По словам Корбута, висеть на «семенной игле» не опасно — даже самые оголтелые ура-патриоты никогда не запретят импорт семян в Россию: «Самоубийц нигде нет. От импорта семян мы никогда не откажемся».
Ольга Башмачникова напомнила, что мировыми лидерами по производству семян являются Голландия и Япония, то есть те страны, «у которых вся территория, как наша Московская область»: «Во Франции машины по очистке семян кукурузы высотой с восьмиэтажный дом, мы здесь себе такого позволить не можем! Поэтому если мы произведем наши семена той же кукурузы или моркови, то все равно не сможем их качественно очистить. Земли наши зарастают сорняками. Чтобы вырастить семена на одном гектаре, в России надо потратить 150 тысяч рублей. А господдержка составит 600 рублей на гектар».
В результате даже так называемые «российские семена» на самом деле выращены руками европейских фермеров — в этом признался генеральный директор ООО «АгроСемГавриш» Владимир Ландышев: «Наша компания начинала работать в 90-е годы — тогда производить семена было выгодно. Но в 2000-е мы были вынуждены уйти за рубеж — с повышением цен на энергоносители, удобрения и так далее производство семян в России стало просто нерентабельным! Произвести один килограмм семян томата в России стоит восемь тысяч рублей, это в лучшем случае, а за рубежом это стоит 20 долларов. Понимаете, насколько большая разница? Нам пришлось уйти из России с нашими технологиями и сортами — теперь завозим вроде бы наши семена, собственной разработки и генетики, но они выращены зарубежными фермерами — наши фермеры не могут предложить цену, при которой производство семян будет рентабельным».