Президент Бундесбанка Йенс Вайдманн не разделяет оптимизма председателя ЕЦБ Марио Драги по поводу QE. Фото: Laif
Глава центрального банка Германии Йенс Вайдманн в очередной раз выступил с критикой программы количественного смягчения (quantitative easing, QE), которую начал Европейский центробанк.
В рамках ежегодного доклада Бундесбанка,
представленного на пресс-конференции в г. Франкфурт-на-Майне, Вайдманн подверг сомнениям необходимость продолжения данной программы ЕЦБ.
Deutsche Bundesbank Annual Report 2014
«Инфляционное давление в странах зоны евро остается на исключительно низких уровнях начиная со второй половины 2014 г. В течение прошлого года совет управляющих ЕЦБ принял ряд ответных мер по дальнейшему смягчению монетарной политики, которая уже была очень мягкой.
Эти меры включали в себя снижение процентных ставок до нулевого уровня, а также проведение операций долгосрочного рефинансирования, направленных на стимулирование банковского кредитования частного сектора. Кроме того, в сентябре 2014 г. были одобрены две программы по покупке ценных бумаг, обеспеченных активами, и облигаций с покрытием.
Затем в январе 2015 г. была одобрена еще одна дополнительная программа по масштабным покупкам государственных облигаций, которая получила расхожее название „количественного смягчения“.
Программа ЕЦБ по покупке государственных облигаций является особенно спорной. С учетом довольно сдержанных прогнозов по темпам роста ВВП и инфляции в еврозоне сохранение мягкого монетарного курса является вполне оправданным.
Однако при этом количественное смягчение несет в себе собственные специфические риски. В частности, они заключаются в беспрецедентности подобных мер. В контексте монетарного союза масштабные покупки государственных облигаций не являются стандартным инструментом монетарной политики. Одним из проблематичных аспектов данных действий является тот факт, что масштабные покупки государственных облигаций превращают европейскую систему центральных банков в крупнейшего кредитора стран-членов зоны евро.
В результате этого фискальная и монетарная политики станут еще более тесно связаны друг с другом. В будущем это может привести к усилению политического давления на центральные банки еврозоны вплоть до такой степени, что независимое проведение монетарной политики будет невозможным.
Члены зоны евро могут привыкнуть к текущим условиям финансирования. Политическое давление на центральные банки будет особенно сильным, в то время когда изменение ожиданий и прогноза по инфляции потребует от ЕЦБ ужесточения монетарной политики и повышения процентных ставок.
На мой взгляд, данные риски говорят о том, что использование количественного смягчения – это одна из самых крайних мер. Я по-прежнему не считаю, что макроэкономическая ситуация в зоне евро действительно требует применения этого инструмента.
В последнее время много внимания уделяется рискам сохранения пониженных темпов инфляции в течение длительного времени, что в свою очередь может привести к возникновению самоусиливающейся нисходящей спирали падающих цен, заработных плат, производства и занятости в экономике. На мой взгляд, вероятность подобного сценария остается небольшой.
При этом есть определенные подтверждения, что низкие и в ряду случаев отрицательные значения инфляции, которые мы наблюдали в течение последних месяцев, являются лишь временным явлением. Они в первую очередь отражают резкое падение цен на нефть, а также сдерживающее влияние на цены в процессе экономического восстановления наиболее серьезно пострадавших от кризиса стран.
Поэтому, в случае когда пониженные темпы инфляции не приводят к вторичным негативным эффектам в экономике – чему мы не увидели каких-либо подтверждений, – я полагаю, что для ЕЦБ не было необходимости в дальнейшем смягчении монетарной политики».
А лучше РФ в ЕС взять, тогда сразу инфляция 9% будет