Стратегические ядерные силы (СЯС) Соединенных Штатов Америки нуждаются в модернизации и обновлении. Ядерное оружие и его средства доставки со временем устаревают как морально, так и физически. В обозримом будущем Пентагон и ряд смежных организаций намерены создать новое оружие и технику, призванные сохранить имеющийся боевой потенциал СЯС. Однако реализация этих программ связана с большими затратами времени и денег. Создание ряда новых систем обойдется налогоплательщикам в чрезвычайно большие суммы.
В начале января Центр исследования проблем нераспространения им. Дж. Мартина (James Martin Center for Nonproliferation Studies – CNS) выпустил доклад, в котором анализируются перспективные проекты ядерного оружия и средств доставки, а также их стоимость. Авторы доклада пришли к не самым позитивным выводам: по их подсчетам, в течение ближайших 30 лет американскому военному ведомству придется потратить на развитие СЯС не менее одного триллиона долларов. На фоне постоянных сокращений военного бюджета подобные цифры выглядят, как минимум, неоднозначно.
Самой дорогой частью обновления ядерного арсенала и средств доставки является создание новой военной техники, способной нести ракеты с атомными боеголовками. Так, на создание перспективного стратегического бомбардировщика в рамках программы NGB (Next-Generation Bomber – «Бомбардировщик следующего поколения»), по оценкам CNS, уйдет от 55 до 100 миллиардов долларов. Эти деньги будут потрачены на создание проекта и строительство не более сотни самолетов. Ожидается, что бомбардировщики NGB начнут поступать в войска во второй половине следующего десятилетия и постепенно заменят имеющуюся технику. О боевых возможностях этих самолетов пока говорить рано, но планируемые затраты позволяют ждать появление уникальной техники.
Не менее дорогим будет строительство перспективных стратегических подводных лодок. Новые подлодки, создание которых ведется в рамках программы Ohio Replacement Submarine («Субмарина, заменяющая лодки проекта Ohio»), обойдутся казне не менее чем в 77 миллиардов долларов. Верхняя граница затрат на этот проект определена в 102 миллиарда. В настоящее время предполагается построить 12 подводных лодок нового проекта, которые со временем заменят используемые сейчас ракетоносцы типа Ohio. По имеющимся данным, каждая из новых субмарин будет нести 16 баллистических ракет Trident D5.
Прочие статьи расходов на обновление и совершенствование ядерных арсеналов, а также на средства доставки атомных боеприпасов подразумевают меньшие траты. Тем не менее, в ряде случаев на порядок меньшие в сравнении со строительством бомбардировщиков или подлодок суммы тоже становятся объектом критики со стороны экспертов. Так, в течение нескольких следующих лет Пентагон планирует провести очередную модернизацию тактической термоядерной бомбы B61. В рамках проекта LEP (Life Extension Program – «Программа продления жизненного цикла») предполагается создать комплект аппаратуры, позволяющий переоборудовать любую бомбу семейства B61 в боеприпас модификации B61-12. Такая модернизация должна значительно повысить точность бомбометания, а также позволит поднять характеристики имеющихся бомб до необходимого уровня.
Эксперты CNS усомнились в целесообразности проведения программы LEP. По словам одного из авторов доклада Дж. Льюиса, на модернизацию бомб будет потрачено около 10-12 миллиардов долларов, но такие траты могут оказаться бесполезными. Дело в том, что командование военно-воздушных сил постоянно демонстрирует свои намерения не оснащать новейший истребитель-бомбардировщик F-35 ядерным оружием. Кроме того, нет единого мнения по поводу боевой нагрузки перспективного дальнего бомбардировщика NGB. Таким образом, подводит итог Льюис, за 12 миллиардов Пентагон может получить бомбу с высокими характеристиками, которую, однако, не сможет нести ни один самолет ВВС.
Подобными неоправданными расходами могут обернуться и другие проекты в рамках обновления СЯС. К таким сомнительным проектам были отнесены создание универсальных ядерных боевых частей для баллистических ракет сухопутного и морского базирования, разработка крылатой ракеты большой дальности и ряд других программ. Все они, по мнению экспертов, в той или иной мере могут оказаться неоправданными с экономической точки зрения.
В свете нынешних бюджетных ограничений обновление американских стратегических ядерных сил выглядит крайне сложным делом. Нетрудно подсчитать, какие суммы Пентагону придется выделять ежегодно, чтобы уложиться в указанный экспертами триллион долларов. Не менее 30-35 миллиардов каждый год способны оказать негативное влияние на иные программы военного ведомства. Не слишком приятным, но реальным выглядит прогноз Дж. Льюиса. Он полагает, что в нынешних условиях реализация всех существующих планов просто невозможна. Если же военные предпримут попытку реализовать все имеющиеся планы по обновлению ядерного оружия и средств доставки, то это сильно ударит по иным перспективным проектам.
В связи с этим в ближайшем будущем перед Пентагоном может встать серьезный вопрос. Военным придется выбирать между несколькими важными программами. Кроме того, не исключается сокращение некоторых классов вооружения или даже отказ от них. Так, высказываются сомнения в необходимости сохранения большого количества стратегических ракет шахтного базирования. С учетом нынешних угроз специалисты CNS считают подводные лодки более эффективным средством сдерживания. Однако они понимают, что сокращение или даже полный отказ от «сухопутных» ракет будет связан с трудностями военного и политического характера.
Таким образом, Пентагону и Конгрессу требуется принять некие меры, которые позволят контролировать расходы на ту или иную программу в рамках развития СЯС, а также оценивать ее приоритет. Подобный подход к созданию стратегии позволит удержать необходимые объемы финансирования на приемлемом уровне без ощутимых потерь в боеспособности. Пока же развитие стратегических ядерных сил США связано с рядом характерных проблем, от которых только предстоит избавиться.
По материалам сайтов:
nti.org/
cns.miis.edu/
mixednews.ru/