АСТАНА, 29 янв /ПРАЙМ/. «Лукойлу<LKOH>» нет смысла продавать активы в Казахстане, потому что компания получает валютную выручку в проектах Тенгиз, Карачаганак и КТК, такое мнение высказал РИА Новости казахстанский эксперт по нефтегазовым проектам Нурлан Жумагулов.
Минфин США 22 октября минувшего года ввел санкции против «Лукойла<LKOH>» и его дочерних компаний, где он владеет долей более 50%. «Лукойл<LKOH>» на этом фоне заявил о намерении продать иностранные активы. А в четверг российская компания сообщила о предварительном соглашении с американской инвесткомпанией Carlyle о продаже ей зарубежных активов за исключением казахстанских.
«Лукойл<LKOH>» с долей 13,5% входит в международный консорциум Karachaganak Petroleum Operating B.V., который занимается разработкой одного из крупнейших в мире нефтегазовых месторождений Карачаганак в Казахстане. Еще 5% у «Лукойла<LKOH>» в компании «Тенгизшевройл», операторе супергигантского месторождения нефти Тенгиз (50% у американской Chevron, 20% — у «Казмунайгаза» и 25% — у ExxonMobil). Кроме того, структура «Лукойла<LKOH>» входит в число акционеров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
«В проектах Тенгиз, Карачаганак и КТК… „Лукойлу<LKOH>“ нет смысла продавать эти доли, ибо с этих проектов идет валютная выручка… На месте „Лукойла<LKOH>“ я бы не продавал доли в Тенгизе и КТК», — сказал Жумагулов.
В отношении этих трех проектов действуют лицензии Минфина США, разрешающие проводить операции с подсанкционными компаниями. Однако эти лицензии не разрешают сделки по продаже или передаче долей в этих проектах.
В среду министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов сообщил, что Казахстан направил письмо в Управление по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC) о преимущественном праве выкупа активов «Лукойла<LKOH>» в стране. Он также отметил, что власти республики пока не обращались в «Лукойл<LKOH>» с предложением о выкупе казахстанских активов.
Помимо указанных проектов «Лукойл<LKOH>» совместно с нефтегазовым оператором «Казмунайгаз» реализует перспективные проекты на Каспийском шельфе — «Каламкас-море» и «Хазар».