
2025 год стал переломным для российского рынка облигаций. Цикл снижения ключевой ставки, начавшийся в июне, запустил масштабную переоценку доходностей. Облигации показали впечатляющий рост и превзошли ожидания многих инвесторов. По итогам года выросли все сегменты долгового рынка:
🔹 Индекс государственных рублёвых облигаций полной доходности (RGBITR) прибавил 23%.
🔹 Индекс корпоративных облигаций (RUCBTRNS) показал доходность 27,5%.
🔹 А сегмент бумаг с кредитным рейтингом А — 33,8%.
🤔 Почему таких цифр не было у акций?
Условия для роста рынка акций пока не созрели. Оживление мы ожидаем не ранее второго полугодия: механизм трансмиссии денежно-кредитной политики работает с лагом в 3–6 кварталов. Давление на рынок акций по-прежнему оказывают санкции и геополитическая напряжённость.
‼️ Напомним, что в условиях снижения ставки именно долговой рынок позволяет зафиксировать высокую доходность на длительный срок. В сценарии продолжения смягчения ДКП в 2026 году наибольший потенциал сохраняют среднесрочные и долгосрочные ОФЗ — прежде всего за счёт длинной дюрации.
Однако опыт прошлого года показал, что процесс смягчения ДКП не будет линейным. Между решениями по ставке 12 сентября и 24 октября рынок пережил затяжную коррекцию, так как завышенные ожидания по снижению ставки не реализовались. На фоне роста корпоративного кредитования и повышенных инфляционных ожиданий Банк России снизил ставку не на 200, а на 100 базисных пунктов, после чего был вынужден неоднократно подчёркивать, что экономика всё же находится в цикле смягчения монетарной политики.
⏰ Что можно делать уже сейчас?
Сейчас рынок ОФЗ вновь проходит через коррекцию. Её причины — повышение тарифов, акцизов и НДС (с 20 до 22%) и связанное с этим усиление инфляционного давления. Текущие данные по инфляции скорее говорят в пользу паузы в снижении ставки на ближайшем заседании: за первые 19 дней января потребительские цены выросли на 1,72% при прогнозе Банка России на весь 2026 год на уровне 4–5%.
С начала года по 26 января ценовой индекс гособлигаций (RGBI) снизился на 1,5%, индекс полной доходности (RGBITR) — на 0,6%. На прошлой неделе доходности краткосрочных и среднесрочных ОФЗ выросли примерно на 10–40 базисных пунктов, долгосрочных — на 0–20 базисных пунктов. Первые аукционы Минфина в этом году также прошли довольно слабо.
Какая у нас есть тактика?
1️⃣ Стратегически мы сохраняем умеренно позитивный взгляд на рынок ОФЗ. Снижение ставки во втором полугодии выглядит почти неизбежным, а наиболее вероятным сценарием мы считаем осторожное снижение уже на мартовском заседании. Поэтому текущую коррекцию можно использовать для наращивания позиций в облигациях — но только при более привлекательных уровнях доходности, начиная примерно от 15%, с учётом премий, которые Минфин предлагает на еженедельных аукционах.
2️⃣ Облигации с высокой дюрацией приемлемо добавлять в портфель уже сейчас. Но можно и усреднять позиции, временно размещая средства в фондах денежного рынка (например, в фонде «Сберегательный» SBMM) или в консервативных облигационных фондах с минимальным уровнем риска, таких как открытый фонд «Накопительный». Агрессивную ставку на долгосрочные облигации позволяет сделать фонд SBLB.
Мы не ожидаем, что 2026 год окажется столь же успешным для рынка облигаций, как 2025-й. Соотношение пятилетней доходности ОФЗ и потенциальной доходности рынка акций уже не находится в экстремальной зоне. Тем не менее в нашем базовом прогнозе облигации со сроком обращения от пяти лет могут принести в 2026 году доходность до 20% с возможным апсайдом в оптимистичном сценарии.
При этом высокодоходные облигации с фиксированным купоном, по нашим оценкам, принесут около 20,2% годовых, что не компенсирует повышенные риски. Обычно мы рекомендуем не выходить за пределы рейтинговой группы АА (по национальной шкале АКРА и «Эксперт РА»). Ранее ориентиром была группа А, однако рейтинговые агентства не всегда оперативно реагируют на ухудшение финансового состояния эмитентов.
😎 Стоит ли смотреть в сторону замещающих облигаций?
Определённо, да. Одним из наиболее интересных инструментов года могут стать именно они — с потенциальной рублёвой доходностью до 28,9% на фоне возможного ослабления рубля. Напомним, что это бумаги, номинал и купоны которых выражены в иностранной валюте, но выплачиваются в рублях.
Мы не ожидаем, что ослабление валюты будет резким, однако снижение ставок и уменьшение объёма продаж валюты со стороны Банка России и Минфина могут создать давление на рубль во втором полугодии. В этом контексте портфель замещающих облигаций надёжных эмитентов с долларовой доходностью около 6–7% может рассматриваться как инструмент валютного хеджирования. Важно воспринимать такие вложения именно как защиту, а не как агрессивную ставку на ослабление рубля.
💼 Наши фонды, которые могут быть вам полезны
Консервативные решения
🔹 Фонд «Сберегательный» (SBMM) — инструменты денежного рынка
🔹 Фонд «Накопительный» — денежный рынок и краткосрочные облигации
🔹 Фонд «Консервативный» (SAFE) — денежный рынок и облигации с фиксированным и переменным купоном (флоатеры)
🔹 Фонд «Сберегательный в юанях» (SBCN) — инструменты денежного рынка в юанях
Ставка на долговой рынок
🔹 Фонд «Долгосрочные гособлигации» (SBLB) — ОФЗ со сроком обращения более пяти лет
🔹 Фонд «Рублёвые сбережения» — гособлигации, корпоративные бумаги и денежный рынок
Ставка на ослабление рубля
🔹 Фонд «Валютные сбережения» — облигации, выпущенные российскими компаниями и номинированные в иностранной валюте, в том числе долларах США
🔹 Фонд «Валютных облигаций» (SBCB) — облигации отечественных эмитентов, номинированных в иностранной валюте
❤️ Такие дела, инвесторы!
Дисклеймер