МЭА фиксирует смещение центра внимания к газу и СПГ. До 2030 года в строй войдут новые мощности сжижения почти на 300 млрд кубометров в год. Это крупнейшая волна в истории, и она уже профинансирована. Половина из этих мощностей нарастят США, еще около 20% Катар.
Риск избыточного предложения к 2030 году оценивается в 65 млрд куб/м. Это давит на цены, расширяет доступность газа для Индии и ЮВА и подталкивает к энергопереходу с угля на более экологичный газ, но угрожает марже экспортёров. По нефти комментарий МЭА более сдержанный, так как по прогнозу агентства спрос в 2025–2026 прибавляет около 0,7 млн баррелей в сутки в год, что заметно ниже тренда прошлых лет. На рынке всё ещё сохраняется избыток нефти.
Основной прирост добычи идёт из пяти стран Америк — США, Канады, Бразилии, Гайаны и Аргентины. Рост спроса замедляется из-за распространения электромобилей и низких темпов роста мировой экономики. Таким образом общая картина по нефти почти не изменилась по сравнению с октябрём.
Если же рассматривать, что поменялось по сравнению с прошлым месяцем, то, во-первых, МЭА усилила акцент на “волну СПГ” и перераспределение ее потоков. Европа и Китай поглотят лишь часть, остальное уходит на рынки Азии. Во-вторых, повышена траектория газового спроса относительно прошлогодней из-за дешевеющего СПГ и пересмотра политики в США.
При этом электроэнергетика остаётся “бутылочным горлышком”, так как спрос на электричество растет быстрее энергии в целом, сети отстают. Видимо на фоне бума ИИ и высокого спрос на строительство и работу дата-центров.
Среди основных причин такого прогноза МЭА я вижу одобрение множества новых проектов по производству СПГ в 2025 году и наращивание мощностей Катаром. ВИЭ вводят рекордными темпами, промышленность в ряде стран слабеет. По нефти спрос на топливо для автотранспорта вышел на плато из-за электромобилей и мягкой статистики.
По газу рынок снова растёт после кризиса, но спрос смещается по регионам. При таком фоне баланс смещается к избытку. По нефти предложение растёт быстрее спроса, поэтому мой базовый сценарий на ближайшие 6–12 месяцев подразумевает сохранение давления на рынок.
По Brent торги продолжатся в коридоре $60–70 за баррель. Краткие всплески на геополитике возможны и до $75, но без устойчивого дефицита котировки быстро вернутся. В осторожном варианте при слабой промышленности и высоких запасах цена уходит в $58–60 за баррель эталонного сорта нефти. В оптимистичном при сбоях добычи и активном сдерживании добычи от ОПЕК+ может последовать возвращение котировок к $70–75, но не выше. По газу и СПГ новая волна мощностей тоже будет давить на котировки.