Aristarh Sergeev
Aristarh Sergeev личный блог
04 ноября 2025, 06:22

Судьбы двух однокурсников: Игорь Сикорский и Николай Поликарпов

Остаться — сесть в тюрьму и копировать, или уехать и создать свою компаниюПоликарпов и Сикорский: два пути однокурсников

В 1914-м Игорь Сикорский получил диплом инженера Петербургского политехнического института. Среди его однокурсников — Николай Поликарпов. Ещё студентами они работали над самолётами в ангарах Комендантского и Корпусного аэродромов, где по конструкциям Сикорского построили свыше 90 машин.

Дальше траектории разошлись.
Сикорский (эмиграция в 1919) в США с нуля основал Sikorsky Aircraft (1923) и пришёл к мировой славе как пионер вертолётов — путь частной инициативы и инженерной свободы. Он прожил 83 года.

Поликарпов остался в СССР. В ноябре 1929 его арестовало ОГПУ; без суда приговор — к расстрелу, заменённый работой в «шарашке» ЦКБ-39 имени Менжинского (Бутырка → «внутренняя тюрьма» на заводе № 39). В 1931 коллегия ОГПУ дала 10 лет ИТЛ; в июле 1931 — амнистия, но работа продолжилась в подневольном режиме внутри системы.

Среди машин Николая Поликарпова исследователи нередко указывают на конструктивные параллели с американскими самолётами:
у биплана И-5 — с Boeing F4B (общая схема и решения по шасси/оперению);
у И-15 и модернизированного И-153 «Чайка» — с линейкой палубных бипланов США 1930-х (в публикациях чаще называют Boeing F4B и Grumman F3F, а также «кёртисовскую» кинематику уборки шасси);
у одноместного низкоплана И-16 — с гоночными монопланами серии Gee Bee (компактный монокок, «пухлый» фюзеляж, ставка на скорость; плюс использование импортных моторов семейства Wright Cyclone на ранних сериях).
Для учебно-связного У-2 (По-2) иногда приводят в пример близкие по роли и времени американские тренажёры (напр., Curtiss N2C-2), подчёркивая сходство по назначению и бипланной схеме. При этом прямых лицензий/чертежей не выявлено: речь скорее о заимствовании тенденций, узлов и аэродинамических подходов эпохи, что остаётся предметом дискуссий среди авиационных историков.

Формально реабилитирован он был лишь в 1956-м, после смерти (30 июля 1944, «на 53-м году жизни»).

Вывод-параллель.
Один и тот же старт — одни мастерские, одна школа. Дальше выбор системы:
— «Остаться»: тюрьма-КБ, задания сверху, быстрые «адаптации» чужих образцов, короткая жизнь.
— «Уехать»: собственная компания, рынок, долгий горизонт и право на риск.
Оба сделали русскую авиацию сильнее — но цена свободы и цена несвободы оказались несоизмеримы.
Разные судьбы гениальных авиаконструкторов. Россия, которую мы потеряли в 1917 году. Россия, потерявшая тысячи гениальных людей.

63 Комментария
  • Павел Клименко
    04 ноября 2025, 09:31
    Ох уж эти отрабатывающие заказ.
    Сикорский сделал русскую авиацию сильнее.ну ну.

    Прям в 6 утра такие посты пишут).
    На бирже совсем дела плохи?
  • slavich
    04 ноября 2025, 10:09
    Таких историй можно набрать по интернету очень много. Судьбы у всех разные и не зависит это от учебы на одном курсе, государственного строя и прочих стартовых данных. Насчет копирования… Ну так любого, кто самолету два крыла приделал, можно назвать копировальщиком.
  • MimoProhodil
    04 ноября 2025, 11:49
    Разработки Поликарпова послужили на пользу России и ее народа, а разработки второго, после его эмиграции, ставили их существование(и многих других народов) под угрозу. А так оба талантливы, конечно. Вертолеты Сикорского славно поработали боевыми колесницами глобального империализма по всему миру. То, что вы теперь круглосуточно в экраны пялитесь, вместо созидательного восьмичасового  трудового дня есть и заслуга Сикорского

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн