
Вообще никто не вернется. Но это не точно.
На днях прошла новость о том, что компания Макдоналдс из штата Делавэр благословленных объединенных штатов Америки, подала заявку на продление товарного знака в Федерации.
Не слишком интеллектуальные СМИ и бизнес-каналы, тут же запустили утку о том, что Макдоналдс возвращается. Однако, мы с коллегами инвесторами, в нашем уютном чате, практически сразу раскусили, что это вовсе не обозначает возвращения транснациональной корпорации.
Всё дело в том, что если бы Макдоналдс не продлил действие товарного знака в России, то его мог бы зарегистрировать кто нибудь другой. И потом в Адлере уже совершенно легально, могла открыться шаурма Макдоналдс от Ашота, или что-то в этом духе. Корпорации был бы нанесен репутационный урон. А, как многие знают, из книги про Макдоналдс, имя — это одна из их наивысших ценностей.
В итоге, наши выводы сегодня подтвердились:
McDonald's не вернётся в Россию. В компании объяснили, что регистрируют товарные знаки только для того, чтобы защитить свой бренд и не дать пользоваться им посторонним. Компания подчеркнула, что интеллектуальная собственность — один из важнейших активов McDonald's и регистрация обновляется даже в тех странах, где бизнес не ведётся.
Не могу сказать, что я разочарован невозвращением Макдака. Если откровенно, то мне в целом вообще все равно. Слишком уж редко я туда заглядываю, чтобы переживать. Но на этом примере, можно примерное понять, что тотального возвращения глобальных корпораций не будет. По крайней мере, в обозримом будущем. И это хорошо и плохо одновременно.
Опять же на примере кейса со Вкусно и точка/Макдоналдс:
С одной стороны, с точки зрения потребителя, два конкурирующих макдака — это было бы хорошо. Двум одинаковым сетям, с примерно одинаковым ассортиментом, бизнес-процессами, корпоративной культурой итп, приходилось бы быть все время в жесткой кокурентной борьбе. Рубилово за клиентов, за персонал, соревнование в цене и качестве. От этого бы конечный потребитель, только выигрывал бы. Планка постоянно бы поднималась вверх. Конечно если бы не случилось картельного сговора.
С другой стороны, зачем пускать на свою маленькую поляну огромного транснационального монстра? Компанию, с огромными ресурсами, которая вполне может позволить себе много лет работать в ноль, или даже минус, чтобы разорить всех конкурентов и полностью захватить рынок.
Ну и конечно, это будет не очень корректно, по отношению к российским предпринимателям, которые в 2022 году не побоялись и приобрели активы, устроивших демарш компаний.
С этой точки зрения, политика протекционизма логична и правильна, пусть даже это и идет в ущерб конкурентной борьбе, которая как бы должна регулировать рынок. Сами США, как мы видим, пытаются сейчас проводить такую политику, не смотря на то, что десятки лет рассказывали всем о свободном рынке и его невероятно благостном влиянии.
Но как мы знаем, если джентльмены не могут выиграть по правилам, они просто меняют правила. 😉