Макроэкономика
Ключевая ставка вызывает наиболее острую дискуссию в бизнес-сообществе. Фактически всех беспокоят вопросы инфляции и ставки. Чуть в меньшей степени, но также на повестке — курс национальной валюты. Все это является элементами макроэкономической стабильности.
Мы также сталкиваемся с довольно жесткими внешними условиями — сказываются последствия санкционного давления и многие другие факторы. Если на примере «Норильского никеля», то возникают проблемы расчетов. Еще один очень важный ограничитель — у нас нет полноценного доступа к технологиям, к поставке оборудования и к прочим прелестям международного разделения труда, которым мы пользовались.
БРИКС
БРИКС — пока это организация, очертания которой не до конца определились, но с самого начала это больше такое добровольное сообщество, клуб по интересам, чем какая-то жесткая, централизованная организация. И в этом я вижу залог успеха.
В долгосрочной перспективе я верю, что страны БРИКС, особенно с учетом их расширения, выработают какие-то более приемлемые правила игры, в том числе в области расчетов и международной торговли, но до этого надо дожить.
Стратегия «Норникеля»
Нам не избежать международного разделения труда. Мы не сможем все произвести, все импортозаместить. Поэтому нам надо просто цепочки, в которых мы раньше участвовали и в которых мы оказались зависимы от западных партнеров, построить с теми странами, которые, по крайней мере, декларируют, что они не будут отказываться от своих обязательств. Выстраивание этих новых цепочек создания стоимости, цепочек поставок, цепочек расчетов — это очень важная история. И в стратегии «Норильского никеля» это один из краеугольных камней.
Мы скорректировали стратегию, чтобы плотнее завязаться с китайскими партнерами, чтобы что-то производить совместно. Чтобы глубже войти в кооперацию, нужна была поддержка государства, правительства, вплоть до президента. Пытаясь получить эту поддержку, мы учли в нашей стратегии те пункты, которые были важны для государства: сохранение налоговой базы и рабочих мест, а также сохранение компетенций. То есть, помимо производства за рубежом мы развиваем производство в России. Например, мы не только сохраняем объем плавильных мощностей в Норильске, но и увеличиваем его за счет расширения Надеждинского металлургического завода. Доработав таким образом нашу программу, и ответив на те вызовы, которые нам указало правительство, нам удалось поддержку получить.
Экология
Это тот удачный случай, когда мы уже успели сделать основную массу вложений, и на Надеждинском металлургическом заводе, на котором вся металлургия будет сосредоточена, очистные сооружения построены, в этом году мы осуществляем улавливание 377 тысяч тонн серы. И далее мы будем выполнять взятые на себя обязательства об уменьшении выбросов на 90%.
Дивиденды и свободный денежный поток
Мы вернемся к свободному положительному денежному потоку, но через серьезные оптимизационные мероприятия, которые сейчас проходят в «Норильском никеле». Без серьезной антикризисной программы все могло бы кончиться и отрицательным денежным потоком. Мы до такой ситуации не дойдем. И в следующем году мы ожидаем, что перейдем к положительному денежному потоку. Но до тех пор, пока мы к нему не перейдем, мы не будем распределять дивиденды.
Более подробная статья по ссылке: Потанин: «Ужасно, когда бизнес производит меньше денег, чем потребляет» — РБК