🛢 ОПЕК накануне представил свежий обзор по мировому нефтяному рынку, а глава Роснефти Игорь Сечин выступил с интересным докладом на Веронском Евразийском экономическом форуме. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные тезисы:
✔️ В 4-й раз подряд ОПЕК снизил прогноз по росту мирового спроса на нефть. Согласно обновлённым данным, картель теперь ожидает, что в 2024 году потребление нефти достигнет уровня 103,82 млн б/с, тогда как в 2025 году этот показатель увеличится до 105,27 млн б/с. Стоит отметить, что ранее, в начале текущего года, прогнозы были заметно оптимистичнее – 104,36 и 106,21 млн б/с за 2024 и 2025 год соответственно.
✔️ Страны-участницы соглашения ОПЕК+ в ноябре добыли 35,23 млн б/с, что на 222 тыс. б/с ниже плана. При этом Ирак, Казахстан, ОАЭ и Россия вновь нарушили соглашение и добывали больше плана. Очевидно, что ОПЕК+ стоит сейчас перед серьёзными вызовами: все участники неформально стремятся увеличить добычу, поскольку их экономики демонстрируют умеренный рост, а у ряда стран и вовсе наблюдаются значительные дефициты госбюджетов. Вместе с тем, они прекрасно осознают, что повышение объёмов добычи может нарушить хрупкий баланс между спросом и предложением, что приведёт к снижению цен.
✔️ На прошлой неделе глава Роснефти Игорь Сечин выступил с докладом на XVII Веронском Евразийском экономическом форуме, где отметил, что меры ОПЕК+ по стабилизации нефтяного рынка оказали значительную поддержку американской сланцевой отрасли (!!). Благодаря чему, за период с 2020 по 2023 гг. FCF от разработки сланцевых месторождений в США достиг почти $300 млрд.
Благодаря действиям ОПЕК+, американские производители сланцевой нефти смогли улучшить своё финансовое положение, погасить долги, увеличить объёмы добычи, направить средства на НИОКР, а также способствовать превращению США в одного из ведущих мировых экспортеров энергоресурсов.
Команда Трампа всерьёз рассматривает возможность увеличения добычи нефти на внушительные 3 млн б/с (!!). Учитывая, что американские нефтяные компании исторически поддерживают Республиканскую партию, вполне логично, что новый президент намерен предоставить им определённые льготы и стимулы. И это серьёзное давление на рынок чёрного золота!
✔️ Запуск первого этапа проекта «Восток Ойл» откладывается до 2026 года, несмотря на первоначальные планы начать экспорт первой нефти ещё в текущем году.
«2026 год будет лучше, динамика будет более позитивной, это тоже надо учитывать. Ресурсная база будет ухудшаться. В целом будут возникать потребности увеличения потребления. На 2026 год мы запланировали первый этап ввода Восток Ойла», — поведал Игорь Сечин.
✔️ Когда мы говорим про «Восток Ойл», не нужно забывать, что для успешной реализации проекта понадобится около 50 танкеров класса Arc7. А потому возникает закономерный вопрос: а сможет ли судостроительная верфь «Звезда» оперативно построить необходимое количество танкеров для нужд Роснефти и НОВАТЭКа? Напомню, что в настоящее время других верфей, способных производить крупнотоннажные суда в России, просто нет.
И в этой связи ну не могу я не вспомнить и про Совкомфлот, бизнес которого также очень сильно зависит от судоверфи «Звезда», и складывается впечатление, что устойчивый рост бизнеса Совкомфлота в долгосрочной перспективе возможен только при условии значительного объёма строительства торговых судов на отечественных верфях. Но это уже совсем другая история...
👉 Ну а подытоживая всё вышесказанное в отношении Роснефти, резюмирую, что компания вполне могла бы стать интересной историей роста, но риски реализации масштабных инвестпроектов постепенно увеличиваются и всё больше начинают напоминать историю с «Арктик СПГ-2» у НОВАТЭКа. Напомню, из-за дефицита судов ледового класса НОВАТЭК тогда был вынужден временно приостановить реализацию данного проекта.
❤️ Ставьте лайк под этим постом, если вы дочитали его до конца и для вас он оказался действительно полезным и интересным.