Сейчас бизнес #MVID находится в плачевном состоянии, что подтверждают последние отчёты – убытки, проблемы с поставками, большая долговая нагрузка и т.д. Цена акций в глубоком пике – на уровне 2009 и почти в 10 раз ниже пика 2021 г. То есть оценивается так же, как и 15 лет назад во времена самого худшего мирового кризиса. Есть ли надежда на спасение?
⛔️ Что привело М.Видео в кризисное состояние?
1️⃣ Потребность в товаре и займах: в 2022 г. ряд крупных производителей техники, которые обеспечивали около 70% выручки группы, прекратили сотрудничество с РФ. Склады и магазины начали пустеть, и если раньше ритейлер приобретал товары по прямым контрактам зачастую с отсрочкой платежа и оплатой после реализации, то затем появились доп. расходы на параллельный импорт и необходимость брать кредиты для покупки техники. Помешало и резкое ослабление рубля, и доп. расходы на трансграничные платежи.
2️⃣ Давление маркетплейсов: конкуренция с онлайн-площадками продолжала расти. Темпы роста продаж техники и электроники на WB, Ozon и Яндекс Маркете были гораздо больше, чем у ритейлеров. Изменилось и поведение потребителя, которому формат маркетплейсов стал сильно ближе.
🩹 Как руководство пытается решить проблему?
1️⃣ Оптимизация торговой сети: закрывают неэффективные точки, открывая при этом магазины компактного формата (план 2024 г. – не менее 100 шт.), которые демонстрируют опережающие ожидания по росту.
2️⃣ Развитие онлайна: пытаются наращивать реализацию в интернете и за счёт собственного маркетплейса, но результаты площадки пока слабые – в 3 кв. менее 4% GMV.
3️⃣ Услуги сервиса: на технику по параллельному импорту нет гарантии, а официальные сервисные центры больше не представлены в РФ, что открыло для М.Видео рынок послепродажного обслуживания. Это направление довольно молодое, об успехах судить рано (сейчас интегрируют его в свою подписку).
📉 Есть ли надежда?
📍 Операционка сжимается: общие продажи по итогам 9 мес. 2024 г. выросли всего на 8% г/г, при этом показатель GMV даже не является выручкой. Это крайне мало при текущей инфляции и открытии новых магазинов. Оффлайн ритейл с огромными площадями тянет бизнес на дно, несмотря на рост онлайн-продаж на 3 п.п., которые составляют 73% GMV. Да, средний чек подрос до 14,2 тыс. руб. (+15% г/г), но количество продаж в абсолюте снизилось.
📍 Ставка ЦБ: кредитные обязательства, да ещё и с текущими ставками, всё больнее давят на М.Видео. Долги компании превышают примерно в 4 раза ее доналоговую прибыль. Кроме того, они не снижаются, а растут год к году. За 3 кв. публикации фин. резов нет, но напомним, что за 1П 2024 г. эмитент отдал 16,5 млрд. руб. на процентные расходы, которые съели всю опер. прибыль и EBITDA.
📍 Допка малоэффективна: М.Видео хотели провести доп. эмиссию весной, но планы сдвинулись. С текущей ДКП это совсем не на руку компании – деньги сейчас очень дорогие, а добровольцы, готовые вложиться в стагнирующую компанию с умирающей и по большей части архаичной бизнес-моделью, могут и не найтись. Заинтересованность в покупке чуть ли не всего доп. выпуска выражал один из основных акционеров ритейлера – SFI. Но сложность в том, что капитализация компании сжалась до 15 млрд, при чистом долге в 150(!). Чтобы погасить хотя бы половину, нужно размыть акции в 5 раз. Что сделает текущие мультипликаторы крайне высокими. Для акционеров это в любом случае будет невыгодно.
📊 Выводы
Ситуация напоминает кейс Сегежи – если денег нет, то проведём доп. эмиссию за дёшево для основного акционера. Менеджмент заявил, что считает текущую цену низкой и хочет провести допку позже. Но вряд ли капитализация компании сильно увеличится до снижения ставки ЦБ. А времени не так много, еще на 6-18 месяцев может хватить, а потом нужно будет срочное вливание.
Покупая эту акцию задешево, вы по сути приобретаете огромный долг, который в 10(!) раз больше капитализации. Легких путей для роста у компании нет. Тут, скорее, путь вниз. Держателям бондов ритейлера тоже нужно быть готовыми к неприятным сюрпризам. Тут есть риск дефолта и рестракта. Мы, конечно, ставим на доп. эмиссию, но не факт, что SFI не передумает.