Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
30 ноября 2024, 07:35

Самые большие неудачники от Трампономики. Избранный президент Америки хочет изменить потоки товаров, капитала и рабочей силы

Самые большие неудачники от Трампономики. Избранный президент Америки хочет изменить потоки товаров, капитала и рабочей силыIllustration: Daniel Liévano   Самые большие неудачники от Трампономики. Избранный президент Америки хочет изменить потоки товаров, капитала и рабочей силы

A за столами, в залах заседаний и дипломатических представительствах на этой неделе одна тема обсуждения затмила все остальные.

Ошеломляющая победа Дональда Трампа и Республиканской партии на выборах в Америке даст огромную власть импульсивному президенту с нестандартными экономическими взглядами и воинственным подходом к переговорам.

Крупные чиновники и бизнесмены по всему миру пытаются проанализировать последствия — для Америки и для остального мира.

Америка, крупнейшая экономика мира, выпускает мировую резервную валюту и является домом для крупнейших банков и компаний планеты. Её масштабы, глубина и взаимосвязь с мировой экономикой означают, что даже небольшие изменения в политике внутри страны могут отразиться далеко за её пределами. Г-н Трамп пообещал пересмотреть основные принципы американской экономики, от торговли и регулирования до иммиграции. Его политика может изменить потоки товаров, капитала и рабочей силы, питающие мировую экономику. Это приведёт к появлению победителей и проигравших по всему миру.

Начнём с потока товаров.

Г-н Трамп с большим подозрением относится к торговле.

«Самое красивое слово в словаре — это „тариф“», — сказал он в октябре бизнес-аудитории. Он выступает за повсеместную протекционистскую стену с тарифами в 10–20% на все импортные товары в дополнение к гораздо более высоким тарифам, направленным против немногих неудачников.

Предложения могут быть реализованы не в полном объёме.

«В первый день они предложат что-то, что привлечёт всеобщее внимание, но не будут сразу вводить всеобщие тарифы, потому что это приведёт к краху фондового рынка», — говорит Сара Бьянки, бывший заместитель торгового представителя США.

Г-н Трамп может частично использовать тарифные угрозы, чтобы добиться уступок как от друзей, так и от врагов. Тем не менее, если он введёт хотя бы часть из того, что предложил, это станет крупнейшим повышением тарифов в Америке с 1930-х годов.

Кого администрация может выбрать для нанесения наиболее сильного удара? Г-н Трамп и его советники одержимы идеей двустороннего баланса. Они считают, что любая страна, у которой наблюдается большой торговый профицит с Америкой, должна обманывать дядю Сэма. Список злодеев длинный (см. диаграмму).

Избранный президент намекнул, что введёт 60-процентный тариф на все китайские товары, что в пять раз превышает текущий средний уровень. Аналитики считают, что в результате экспорт Китая в Америку может сократиться более чем в два раза, что снизит ВВП Китая на один процентный пункт на фоне и без того вялого роста. Последствия будут ограничены тем фактом, что первоначальные тарифы Трампа, которые сохранил Джо Байден, уже привели к сокращению экспорта Китая в Америку.

Г-н Трамп также пригрозил ввести пошлины в размере 25% на большинство мексиканских товаров, а на автомобили — гораздо более высокие пошлины. Это сильно ударит по Мексике.

Стоимость экспорта товаров из страны в Америку эквивалентна 27% её ВВП, в то время как в Китае этот показатель составляет менее 3%. У Мексики также меньше альтернатив. Более четырёх пятых её экспорта приходится на северного соседа.

У ЕС тоже есть причины для беспокойства. Профицит торгового баланса блока с Америкой составляет около 200 млрд долларов. Банк Goldman Sachs прогнозирует, что новые тарифы могут сократить ВВП Европы на 0,5%, причём больше всего пострадает Германия, крупнейшая экономика блока. Многие другие страны могут оказаться под ударом.

Профицит торгового баланса Вьетнама с Америкой в прошлом году достиг 100 млрд долларов. В Канаде, Индии, Японии, Южной Корее, Швейцарии, Тайване и Таиланде они исчисляются десятками миллиардов долларов.

Если тарифы приведут к «тарифному цунами», мало какие страны выиграют от этого. Но некоторые могут получить относительные преимущества.

Союзники, у которых нет значительного торгового профицита с Америкой, могут получить исключения (сообщается, что такая сделка рассматривается для Великобритании). Другие страны могут выиграть от того, что они не Китай. Некоторые транснациональные корпорации ускорят процесс переезда. Американская модная компания Steve Madden объявила, что перенесёт свои производственные мощности из Китая в другое место.

Компания Black & Decker, производитель инструментов, заявила, что сделает то же самое, если Трамп введёт пошлины. У компаний, покидающих Китай, может возникнуть соблазн переехать в Мексику и Юго-Восточную Азию, несмотря на то, что эти страны являются потенциальными объектами для повышения пошлин.

Глобальное перераспределение капитала — второй крупный сдвиг — уже идёт полным ходом, несмотря на то, что инаугурация Трампа состоится только через два месяца. Инвесторы ожидают, что предложенное им сочетание снижения налогов и дерегулирования приведёт к росту прибыли американских корпораций.

С 6 по 11 ноября индекс S&P 500, отражающий стоимость акций крупных американских компаний, установил новые рекорды, в то время как акции в остальном мире упали примерно на 2%.

«Мы находимся в необычайном сочетании благоприятных экономических показателей в США, слабости экономики в остальном мире и вероятности проведения политики, которая ещё больше ускорит развитие США и их финансовых рынков,

— говорит Эсвар Прасад из Корнеллского университета.

— Управляющим фондами становится всё труднее обосновывать необходимость диверсификации за пределами рынка США.»

Отмена регулирования также может дать американским компаниям ценовое преимущество перед иностранными. Г-н Трамп пообещал сократить количество экологических норм, одновременно снижая затраты на электроэнергию внутри страны, что вызывает беспокойство у европейских компаний, которые уже страдают от повышения цен на электроэнергию.

«Если они откажутся от климатических норм, а мы продолжим свой курс, мы полностью потеряем конкурентоспособность в производстве», — говорит Луис Гаричано, бывший член Европейского парламента, ныне работающий в Лондонской школе экономики.

Инвесторов также привлекает американская валюта.

С 5 ноября доллар вырос на 3% по отношению к корзине иностранных валют. Победа республиканцев на выборах, в том числе получение большинства в обеих палатах Конгресса, обещает дальнейший рост.

Финансовая нестабильность была вероятна независимо от того, кто победил на выборах, но отсутствие политического тупика позволит дефициту увеличиться ещё больше. В сочетании с инфляционным давлением из-за повышения тарифов и сокращением рынка труда по мере снижения иммиграции это может вынудить Федеральную резервную систему дольше сохранять высокие процентные ставки, поддерживая сильный доллар.

Долларовая скорбь

Это плохая новость для более бедных стран. Более сильный доллар повышает стоимость их импорта, многие товары (особенно сырьевые) оцениваются в этой валюте. Те, кто брал кредиты в долларах, увидят, как вырастет стоимость их долгов.

Исследование МВФ, опубликованное в прошлом году, показывает, что каждое 10-процентное повышение курса доллара снижает экономический выпуск на развивающихся рынках примерно на 1,9% в течение шести месяцев и что эти последствия сохраняются в течение двух с половиной лет. Более высокие процентные ставки в Америке также делают остальной мир менее привлекательным.

Капитал утекает с развивающихся рынков, вынуждая их центральные банки повышать ставки, чтобы поддержать валюты, которые и без того ослаблены из-за ухудшения торгового баланса. Это сокращает кредитование и инвестиции как раз в тот момент, когда эти экономики нуждаются в стимулировании.

Политика Трампа также приведёт к изменению миграционных потоков — это третий серьёзный удар. Он неоднократно обещал депортировать миллионы нелегальных иммигрантов. Мексика, опять же, пострадает больше, чем любая другая крупная экономика.

На то, чтобы интегрировать огромную массу работников в рынок труда, могут уйти годы, что приведёт к росту безработицы. Массовые депортации также приведут к сокращению денежных переводов из Америки в Мексику — это крупнейший канал таких платежей. В прошлом году объём переводов составил более 60 млрд долларов, превысив объём прямых иностранных инвестиций, полученных Мексикой.

Депортации также могут нанести ущерб экономике стран Центральной Америки и Карибского бассейна. В 2021 году Сальвадор, Гватемала и Гондурас получили от 6 до 14 миллиардов долларов в виде денежных переводов из Америки, что составляет от 16% до 23% их ВВП. В последние годы эта цифра неуклонно растёт по мере увеличения межконтинентальной миграции.

Политика новой администрации в отношении высококвалифицированной миграции менее ясна. В июне г-н Трамп предположил, что студенты, окончившие американские университеты, должны иметь право на получение грин-карт, которые дают их владельцам постоянный вид на жительство. Но в последний раз, когда он был у власти, его администрация ограничила иммиграцию даже для высококвалифицированных работников.

Если это произойдёт снова, другие части света могут выиграть от этого. Квалифицированные мигранты, как правило, очень мобильны. Если Америка больше не будет их принимать, они могут устремиться в другие богатые англоязычные страны, такие как Австралия и Великобритания.

Исследование, проведённое Саэром Ли и Бриттой Гленнон из Пенсильванского университета, показывает, что канадская программа стартап-виз, запущенная в 2013 году, привела к увеличению на 69% за последующие восемь лет числа мигрантов из Америки, которые переехали в Канаду, чтобы открыть там компании.

Точная политика г-на Трампа станет известна лишь через несколько месяцев, но уже сейчас ясно, кто больше всего от неё пострадает. Столкнувшись с серьёзными препятствиями как минимум на двух фронтах — в торговле и миграции, — Мексика, похоже, столкнётся с серьёзными экономическими трудностями.

Новая администрация ещё больше усложнит работу экспортной машины Китая, усугубив внутренние проблемы страны. Помимо тарифов, растущий трансатлантический разрыв в нормативной нагрузке может подорвать европейскую экономику.

С другой стороны, список победителей, скорее всего, будет коротким. Если они правильно разыграют свои карты, в него могут войти близкие союзники, такие как Великобритания и Австралия. Страны, которые добывают много нефти и раньше имели большой торговый профицит с Америкой, вероятно, будут защищены от тарифов, потому что благодаря росту добычи сланцевой нефти Дядя Сэм с 2021 года является чистым экспортёром этого сырья.

Если они смогут не попадаться на глаза господину Трампу, то небольшие страны Азии, ориентированные на экспорт, могут извлечь выгоду из переноса производства из Китая, как они уже делали в последние годы.

Есть два сохраняющихся источника неопределённости. Во-первых, это присущая господину Трампу непредсказуемость в принятии политических решений. Борьба за его внимание будет играть ключевую роль в этом процессе, что не внушает оптимизма.

Среди его приближённых — от магнатов Кремниевой долины, которые хотят, чтобы квалифицированные мигранты могли свободно переезжать в США, до ястребов из лагеря «Америка прежде всего», которые выступают за ужесточение иммиграционного законодательства; от хедж-фондистов, которые рассматривают тарифы как козырь в переговорах, до меркантилистов, стремящихся сократить импорт любой ценой. Мистер Трамп может использовать свои тарифы в стиле «крестного отца», предоставляя льготы странам и компаниям в зависимости от того, насколько они подчиняются его воле.

Белый дом станет центром притяжения для лоббистов. Особых привилегий может оказаться достаточно, чтобы подорвать конкуренцию и испортить репутацию Америки за рубежом.

Другой источник неопределённости заключается в том, как правительства по всему миру отреагируют на угрозы и наказания со стороны администрации. В мире, где торговля ведётся по принципу «выигрыш-проигрыш», соблазн ввести ответные тарифы и другие протекционистские меры будет расти.

Многие торговые партнёры Америки просто будут надеяться избежать худшего из того, что может сделать мистер Трамп. Более смелым, хотя и менее вероятным, ответом было бы объединиться. Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве, торговое соглашение между странами Северной и Южной Америки и Азии, продолжает действовать после того, как Трамп вышел из него в начале своего первого президентского срока. Более амбициозные соглашения могут поддерживать пламя международной торговли, ожидая возвращения Америки за стол переговоров

Оригинал

Читайте еще:

Может ли государство остановить инфляцию и заморозит ли вклады граждан
Рекордная ставка Центробанка в 21%. Что творится с экономикой. Пузырь нельзя надувать бесконечно, вариантов развязки есть только два.
Не в пользу бедных: нищета по Росстату все больше отличается от реальных цифр
На жилье в ипотеку не хватит даже всей зарплаты среднего россиянина за 20 лет

Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" — все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах

1 Комментарий
  • Mityan
    30 ноября 2024, 11:19
    Нарушают ли трамповские пошлины правила ВТО?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн