Всем привет.
Я Big Data архитектор, работаю с продуктами компании Аренадата вот уже 5 лет. Хочу поделиться частным мнением.
Дисклеймеры
1) В IPO я участвую.
2) Прошу воспринимать написанное как частное мнение человека из индустрии больших данных. Пишу это исходя из своего понимания рынка и как профильный специалист, который зарабатывает тем, что применяет продукты компании или их аналоги по назначению.
3) Ни в коем случае не инвест рекомендация.
Что имею сказать.
1) Основная выручка Аренадаты — лицензии, поддержка 20% выручки максимум (ориентируюсь на публичные цифры и на эфир смартлаба). Это значит что рекурректность выручки слабая. Любой гос: и ФОИВ, и ведомства, и госкомпании — очень любят покупать сильно долгосрочные лицензии на ПО. В идеале — бессрочные, «вечные». Для Аренадаты это значит что они получают и проедают много выручки сейчас и получают взамен обязательства по сопровождению. А сопровождение гос заказчика с как правило невысоким уровнем компетенции в сложной Big Data — это боль и расходы. Доля госов — 50%.
2) Импортозамещение. Упоминали необходимость для госов переехать на отечественный ПО к концу 2026 года. При этом средний проект переезда — 2 года. Это значит что основной вал покупок под этот переезд идет вот прямо сейчас. 1 половина 2025 года это уже прямо край когда надо начинать эти проекты.
Эффект этого вала импортозамещения мы уже видим в выручке 2023-2024 года. А так как продаются лицензии — в 2025 году этих денег во многом уже не будет.
3) Большая для них проблема — закрытие открытого репозитория Greenplum. На основе этого репозитория сделан их самый продаваемый продукт Arenadata DB. Они заявляют, что якобы теперь «возглавят" разработку своего форка этой БД, но это большое лукавство.
Если по-простому, к чему это приведет. Допустим, у заказчика Аренадаты возникает критический баг, который Аренадата должна поправить. Раньше был шанс что этот баг уже поправлен в публичном репозитории, ведь туда вносят правки Broadcom, Alibaba, Yandex и многие другие. Разработчикам Аренадаты остается лишь включить это исправление в свое решение Arenadata DB. А теперь им придется с нуля пере-изобретать это решение. Потому что даже Яндекс не спешит делиться своими правками с Аренадатой.
Изобретение фикса с нуля это х10 трудозатрат относительно применения уже готового и протестированного решения. Это значит что Аренадате придется найти очень много разработчиков СУБД высокого класса, который в России мало. И заплатить им много денег.
Расходы на разработку продукта однозначно вырастут. В портфеле есть и другие продукты, но по ощущениям доля Arenadata DB в деньгах может доходить до 40-50%. Это по данным которые они озвучивали на конференции весной.
4) Конкуренты их продуктов — Яндекс в публичном облаке. Недавно ВК объявил об анонсе своей платформы данных. Если Яндекс это публичное облако, в которое условный госбанк никого не принесет свои данные, то у ВК технология предусматривает установку ПО в контуре заказчика без необходимости доверять данные кому-то. Это прямой конкурент.
Анонс ВК —
www.kommersant.ru/doc/7180713
Из неопределившихся партнеров-конкурентов: Сбер, Ростелеком, МТС и другие.
Все эти компании имеют несравнимо большие ресурсы по сравнению с Аренадатой и могут быстро догнать ее в развитии продукта при необходимости. С ними Аренадате придется конкурировать не только за клиентов, но и за разработчиков.
Также многие крупные интеграторы (например упомянутый в звонке с Тимофеем GlowByte) хотя и ведут проекты на основе Аренадаты и реселлят их лицензии, также имеют свои продукты, конкурирующие с Ареной. Пример — GlowByte Nova (
).
----------------------------------------
Одним словом — рост выручки 50% в 2026 году и далее — это очень оптимистичная оценка.
Я участвую потому что верю в команду Аренадаты. Я знаю, что для многих (но далеко не всех) ИТ-директоров крупного энтерпрайза их продукты сейчас практически безальтернативны для решения задач по обработке больших данных.
«Понимаю что пирамида, но на первом (и, возможно, последнем) хорошем отчёте впарю лохам за х2»
Надежда — глупое чувство.
С такими вводными участвовать в IPO я бы не стал.
А какой Яндекс? Тутошний или тамошний?
Это выглядит ммм… существенно. Greenplum накапливает экспертизу большого числа пользователей, поддерживается большим сообществом в отличие от локального форка. Вероятно это можно компенсировать только частично.
То есть аренадата может нанять локальных разработчиков, добавить свои фичи, исправить свои найденные баги. Но не получит фичи и исправления от других пользователей.
Кажется, с этим всё не так однозначно
по этим данным складывается ощущение, что Arenadata тащила остальных на своём горбу
Так как я тоже работаю в биг дата
То вот какие риски я вижу для Аренадаты
1) Возвращение других (западных) вендоров.
Основной продукт арены это гринплам, но это слабый продукт, потому что он проиграл конкуренцию всем другим продуктам на западном рынке. И сейчас там гринплам не используется. Именно поэтому арена контрибутила больше других в гринплам — потому что он никому не нужен.
Как доп. аругмент сюда
Так как зарубежные лучше и дешевле, они легко смогут отжать обратно долю рынка.
2) Яндекс со своим облаком сильный конкурент. Во-первых есть тенденция перехода в облако. Во-вторых Яндекс легко может сделать свою БД сильнее ареновской и у него есть история и компетенции создания сильных продуктов. Тогда как арена ничего своего с нуля не создавала.
3) Продукт арены это чужой опенсорс продукт, который она обвешивает своими обёртками и продаёт как свой. Такие продукты есть у любого интегратора, тот же Глоубайт, но и еще у десятка, у любого интегратора штат которого от 500 человек. У них есть такие же продукты — какой-то опенсорс с доработками, который они продают как свой. То есть среда тут конкурентная, и у арены нет какого-то уникального преимущества. Потому что этот продукт с нуля они не писали.
российские вендоры ушли из всех стран, включая Казахстан
потому что компания вносится в SDN — и с ней перестают работать в этот же день