Начну издалека. В интернетах известна задачка «на дурачка» про возраст капитана. В одной из формулировок она звучит так:
«если на корабле 26 овец и 10 козлов, сколько лет капитану?»
Вроде бы, человеку разумному, должно быть очевидно, что количество курочек на судне, вес коровок, число козочек и т.п.
никак не могут влиять на возраст человека. Но нет. Многие привыкли к паттерну: есть задача, значит должен быть ответ. Ну и начинают упражняться в арифметике. 26+10 = 36. О, ну значит 36 лет, возраст разумный! Ура, решение есть! И ведь данный
паттерн поведения -- слишком распространенный!
*
Как вот пишут (
тут), при более замысловатых условиях могут начать не только складывать, но там вычитать. Или даже делить…
Хорошо что в уме там логаримфировать или синус брать сложно...
***
Не удивительно, что подобные паттерны поведения часто демонстрируют различные игроки на рынке. В основном, конечно, физики. В инвестиционной среде вечно происходят какие-то события. И им
просто необходимо что-то чем-то объяснить. Простой тезис, что это
возможно далеко не всегда — часто не воспринимается. Мозги не привыкли учитывать тот факт, что далеко не всегда у задачи есть решение. Вот и вычисляют возраст капитанов по овечкам на борту…
***
Вернемся к Белуге (ныне НоваБев групп). Итак, что там произошло? Классический сплит (опционально: обратный) акций происходит как кратное увеличение числа акций, с пропорциональным изменением номинальной стоимости. Тут же компания по своим причинам решила сделать эдакий квази-сплит. Однако, необходимо напомнить:
Акция (дополнительная) не может появиться из воздуха. При увеличении числа акций И при неизменной номинальной стоимости происходит увеличение уставного капитала. Для того, чтобы сошелся баланс (уставной капитал вырос) НЕОБХОДИМО эти средства откуда-то взять. Поскольку акционеры ничего не вносили (и не выводили) при таком квази-сплите, деньги надо брать из самой компании.По сути вся новость о том, что компания перевела 11.6 млрд из одной (ну, строго говоря согласно РСБУ — двух строк) в другую. Всё. Эффективная доля владения конкретного акционера приэтом не изменилась.
В первом приближении, квазисплит — нейтрален для акционеров. Однако, любители считать овечек
сразу начали искать виртуальные плюсы. Какие-то виртуальные дивиденды выдумывать. Ну и прочее кто во что горазд...
Просто напомню: важно не количество акций в номинальном выражении, но
их доля. Хотя, пример ВТБ был бы хорош :) Если какое-то корпоративное действие меняет долю, то акционеры получают профит (иногда отрицитальный). Яркий пример этого — байбек (с последующим погашением акций). Акционер ничего не делал, но его доля в компании увеличилась, значит он получит определенный профит.
В данном случае доля акционеров Белуги не изменилась. Значит и эффекта нет.
Строго говоря, можно найти и
немало минусов в данном квазисплите. Новые акции (а это 7/8 всех) «морозятся» на 4.5 месяца. Сразу возникает налоговое обязательство (прибыль) в размере 210р на (новую) акцию. Так что долгосрочным инвесторам (планирующим получать ЛДВ) это точно в минус. С другой стороны, формально после объединения акций, «новые» поступят позже, а значит при реализации (учет по методу FIFO) они пойдут первыми — можно получить себе формальный убыток (и уменьшить НОБ).
Отдельный момент: вот компания объявила о дивидендах. Поступят ли они на новые акции?
По идее, должны. Но могут быть нюансы...
*** О цене.
График Белуги.
На момент объявления о квазисплите (конец мая) цена акции ходила в диапазоне 5500-5700. На момент отсечки по корпоративному действию вовсе опустилась до ~4700. Тут, конечно есть два фактора:
общее падение рынка, и, по всей видимости, распродажа фондами. Отделить одно от другого несколько сложно, но хотя я пожалуй, соглашусь с тем, что
не совсем корректно рассматривать цену строго перед отсечкой, но «старая цена» все-таки
куда ближе к 4700 нежели к 5500.
Даже взяв оптимистичное значение «старой цены» в 5000, получаем, что
«справедливая» новая цена должна быть 625 рублей. Рынок пока оптимистичен.
Напомню, что раньше компания И активно росла И платила хорошие дивиденды (потому что часто залезала в долг). Сейчас же, компанию
нельзя рассматривать как компанию роста. С дивидендами нынче тоже не все приятно. Полугодовой 1.9% (компания высчитала пэйаут в 61% ЧП МСФО — выше рынка). Традиционно, у компании сильная сезонность: второе полугодие в т.ч. благодаря предновогодним праздненствам более успешно. Однако, даже удвоив дивиденд второго полугодия, едва наскребем 6% дивдоху.
Не густо. Да и роста (уже) нет.
Конечно, надо напомнить, что рынок может быть иррациональным долго. Очень долго.
P.S.
* К слову, в учебниках по микроэкономике приводится шикарный пример: если перед случайным вопросом вида «сколько стран Африки в ООН» дать человеку бросить
кубик, желательно с большим количеством граней (например 20-гранник), то ответы тех у кого выпало много будут статистически отличаться от выкинувших маленькое значение.
Как при распределении прибыли в пользу акционеров, акционеры не достигли эффекта?)
Сумма не маленькая, 8,85 млрд. Тоже эффект мимо кассы?)
Отвечая на вопрос: да, мимо кассы. Просто две строчки уменьшились, одна увеличилась. Эффекта для акционеров нет.
Но вы, разумеется, можете искать ключи под фонарем, а не там где забыли. Логично же — светлее!
И причём тут цб?
Решение цб нужно для того, чтоб новым акциям (по новой серии) присвоить старую же серию. И полностью уравнять со старыми выпущеными акциями (и чтоб они могли вместе торговаться).
В любом случае, риски отмены нового выпуска считаю нулевыми
Если оценить риск в 0.1%, то увеличение даже х10 приводит к тому, что данный риск должен результироваться в премии в 1 (один) процент.
В принципе, можно положить определенную вероятность, что через 4 месяца акции не объединят, да. Но это лишь будут бюрократические препоны: например надо на отдельном ОСА для акций старой и новой серий независимо согласовать объединение. Вероятность того, что эффект сплита _полностью_ отменят близка к нулю.
P. S. Но я вот специально обозначил риск того, что владельцы новых акций не получат дивы. Это будет определенным звоночком. В это, впрочем, мало верю
возможно, надеялись капитализацию поддержать (пока получается)