Стоимость аренды грузовых вагонов различных типов за год с июля 2023 г. выросла в среднем на 20%, сообщил «Ведомостям» заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.
- Суточные ставки аренды полувагонов увеличились на 20–22% до 2650–3080 руб. по типовым полувагонам и до 2800–3400 руб. – по инновационным.
- Ставки на цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов выросли на 20% до 2800–3950 руб./сутки, на нефтебензиновые – на 40% до 1600–3500 руб./сутки.
- Аренда фитинговых платформ стала дороже на 4–17% в зависимости от размерности, максимальная ставка составляет 2700 руб./сутки.
«Несмотря на то что за последние шесть лет темпы роста парка вагонов в 12 раз опередили темпы роста грузовой работы на сети, свободных порожних вагонов в местах погрузки под согласованные РЖД заявки на перевозки не всегда хватает», – отмечает Савчук.
Объем парка грузовых вагонов за это время вырос на 19%, или на 215 000 шт., а грузооборот – лишь на 1,5%, следует из данных ИПЕМа.
РЖД, по сути, создает
искусственный дефицит подвижного состава на сети, резко снизив скорость доставки груженых и порожних вагонов, отказывая в приеме грузов к перевозке и замедляя тем самым оборот вагонов, отмечает заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин.
Сейчас
искусственный спрос на вагоны начинает сдуваться из-за падения погрузки и роста ставок лизинговых компаний, продолжает Семенкин.
С цистернами ситуация обстоит несколько иначе: их парк в стране довольно старый и сейчас операторы сталкиваются с необходимостью его обновления, отмечает Семенкин. У операторов цистерн, как правило, долгосрочные контракты с грузоотправителями, поэтому индексация ставок согласовывается с ними и носит нерыночный характер.
По расчетам ИПЕМа,
маржинальность предоставления полувагонов под экспортные перевозки угля – основной ориентир для рынка оперирования –
за три года сократилась более чем на 50%. В том числе поэтому в 2023 г. несколько крупных операторских компаний сменили собственников, отмечает Савчук.
Прогноз ИПЕМ:
- Погрузка на сети и грузооборот до конца 2024 г. будут отрицательными
- Негативные факторы в обороте грузовых вагонов сохранятся
- Цены не снизятся
- Лизинговые ставки вырастут с учетом ключевой – соответственно, ставки аренды продолжат умеренно расти
Некоторые операторы во второй половине года либо уйдут с рынка, либо отдадут часть своего вагонного парка, полагает Семенкин.
www.vedomosti.ru/business/articles/2024/08/01/1053194-eksperti-otsenili-rost-stavok-arendi-gruzovih-vagonov?from=newsline