Константин Двинский
Константин Двинский личный блог
Сегодня в 12:21

Аномально сильная отчетность "Аэрофлота". Но риски есть

Сегодня «Аэрофлот» представил отчет по РСБУ за второй квартал и первое полугодие. Результаты оказались неожиданно сильными. Я полагал, что если в первом квартале компания вышла на положительную чистую прибыль (скорректированную, в случае с «Аэрофлотом» надо смотреть именно её), но результаты за второй квартал будут значительно лучше. Но такого я не ожидал.Примечание. В отчете по РСБУ представлены результаты конкретно компании «Аэрофлот». «Победа» и «Россия», входящие в группу, сюда не входят. Их совокупные результаты отображаются в отчете по МСФО.

Аномально сильная отчетность "Аэрофлота". Но риски есть

Так, выручка за шесть месяцев увеличилась на 51,9% до 312 млрд рублей. Себестоимость подросла меньше – на 41,1% до 302,8 млрд. Валовую прибыль, коммерческие и управленческие расходы пропустим. Далее нам важно, что по итогам полугодия прибыль от продаж вышла почти ровно в ноль, причем во втором квартале было получено плюс 2,7 млрд рублей.

10,2 млрд рублей «Аэрофлот» получил в качестве дивидендов от дочерних компаний («Победы» и, возможно, «России»). Отрицательная разница процентных доходов и расходов составила 13,7 млрд рублей, но это меньше чем годом ранее (17,8 млрд). Причем процентные расходы за вычетом договора аренды (куда входит преимущественно льготный лизинг под 1,5-3%) составили 3 млрд рублей против 4,1 млрд. Хотя ставки за год выросли более чем вдвое.

Из этого следует, что «Аэрофлот» последовательно сокращает долговые обязательства, что видно в отчетности по РСБУ. Это безусловный плюс, но подождем МСФО.

Если исключить бумажную прибыль от курсовых разниц, то скорректированная чистая прибыль «Аэрофлота» по РСБУ составила за полугодие 24,2 млрд рублей (!) или же 6,08 руб. на акцию. Когда было такое последний раз (с учетом эмиссий) – я не нашел.

Такие результаты компании «Аэрофлот» (без «дочек») обусловлены преимущественно тремя факторами: рекордная загрузка кресел и наращивание пассажирооборота, существенный рост цен на авиабилеты из-за высокого спроса, а также хорошие финансовые результаты дочерних компаний. Впрочем, последнее будет уже конкретно отображено в отчетности МСФО.

Приведу здесь два графика по пассажирообороту «Аэрофлота», которые я публиковал ранее: 

Аномально сильная отчетность "Аэрофлота". Но риски естьАномально сильная отчетность "Аэрофлота". Но риски есть

Как видим, результаты на международных линиях значительно отстают от рекордного 2019 года, однако в полтора раза превосходят результаты 2023 года. А на внутренних линиях в 2024 году установлен рекорд по пассажирообороту. Для понимания, за год доходная ставка пкм во внутреннем сегменте выросла на 25,6% до 4,45 руб., в международном – на 4,6% до 5,97 руб. Однако это данные на конец первого квартала. Скорее всего, во втором квартале рост продолжился, что стало одной из причин сильных финансовых результатов.

Впрочем, у котировок «Аэрофлота» есть и риски. Так, в органах государственной власти уже начали поговаривать о возможном введении потолка цен на авиабилеты. И я допускаю, что подобное все же произойдет, хоть и не будет выходом из ситуации, так как основная проблема заключается в недостатке воздушных судов. Введут потолок цен – возникнет дефицит авиабилетов. Но да ладно.

Второй риск – «Аэрофлот» заставят выкупать самолеты из иностранного лизинга за свой счет. В прошлом году подобное происходило за средства ФНБ. Далее воздушные суда передавались в авиакомпании в лизинг по льготной ставке в 1,5-3%. Собственно, именно поэтому я не рассматриваю лизинг «Аэрофлота» в качестве долговой нагрузки. С учетом инфляции государство де-факто ещё и доплачивает авиакомпании за эти самолеты. Сейчас Правительство отказалось продлевать программу выкупа воздушных судов за деньги ФНБ, но «очищать» их надо. Если «Аэрофлот» все же заставят заниматься подобным, то это повлечет серьезные расходы. В долгосроке они, конечно, окупятся с лихвой, но в моменте придется сильно раскошелиться. Зато в этом случае, скорее всего, не введут потолок цен на билеты.

Инвестиционную идею по «Аэрофлоту» я давал 21 марта. С тех пор котировки выросли на 33% (с 40,63 до 54,06 руб.). Хотя доходили и до 64 руб. (+57,5%), однако несколько упали на общем падении рынка из-за политики ЦБ. Зато за прошедшее время сильно улучшились операционные и финансовые результаты компании. Я пока что планирую держать акции как минимум до финальной отчетности за 2024 год. Дальше буду смотреть.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией

3 Комментария
  • Сергей Нагель
    Сегодня в 12:37
    Осталось замену парка на МС 21 провести…
    • Михаил Шварц
      Сегодня в 13:06
      Сергей Нагель, это не приоритет сейчас, у афл и так очень молодой парк самолетов на сегодня. 
  • Again!
    Сегодня в 13:05
    Кто-то здесь говорил Аэрофлот по 40.
    Финам, что ли? Не помню…

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн