В этом году золото резко подорожало, несмотря на серьезные препятствия для роста. Утрата надежд на скорое снижение ставки ФРС США, рост доходности трежерис и укрепление доллара — все это должно было сдерживать рост цен. Кроме того, наблюдался фактический бойкот со стороны покупателей в Индии (второй по величине рынок золота) и отсутствие интереса со стороны западных фондов, отмечает Bloomberg.
После споров о том, разогревает ли рынок золота некий таинственный покупатель, несколько ведущих экспертов пришли к выводу, что основной новой движущей силой золотого «ралли» стали розничные инвесторы на Шанхайской фьючерсной бирже, пишет Bloomberg. Объемы торговли на бирже в Шанхае за несколько недель резко выросли с низкой базы. Этот факт указывает на появление группы китайских инвесторов, существенно повлиявших на рост цен, говорится в статье. Средний дневной объем торгов на бирже в Шанхае в апреле вырос почти втрое. 15 апреля он достиг пика примерно в 1 200 тонн, самого высокого уровня с 2019 года, прежде чем на этой неделе цены начали падать.
Золото традиционно играет роль сберегательного инструмента в Китае, который является крупнейшим потребителем и ведущим производителем драгметалла. Этот традиционный интерес получил новую жизнь на фоне потрясений на местном рынке недвижимости и фондовых рынках. В течение нескольких месяцев потребители и институциональные инвесторы в Китае скупали физическое золото. Народный банк Китая совершал покупки на протяжении 17 месяцев. Эти две силы поддержали глобальные цены на золото. Теперь, говорится в статье, их дополнил растущий спекулятивный спрос.
Спекулятивный рост может оказаться непрочным. Для долгосрочных инвесторов в золото это повод для беспокойства, отмечает Bloomberg. Китайские государственные СМИ уже призвали к осторожности в погоне за золотым «ралли», а Шанхайская фьючерсная биржа повысила маржинальные требования к трейдерам, чтобы пресечь чрезмерный риск, напоминает агентство.
«Мы знаем по другим сырьевым рынкам, что время от времени шанхайские трейдеры становятся доминирующими игроками. В отношении золота такого никогда не было, но я думаю, что сейчас ситуация могла измениться», — цитирует Bloomberg главного рыночного стратега Всемирного совета по золоту Джона Рида.
Несмотря на резкий рост объема торгов на фьючерсной бирже в Шанхае, количество открытых контрактов практически не изменилось. Это говорит о том, что участники рынка занимаются внутридневной торговлей, а не играют вдолгую. Падение золота в первые два дня этой недели Рид объяснил фиксацией прибыли краткосрочными инвесторами.
«Это своего рода особенность китайских внутренних рынков, хотя и относительно экстремальный пример», — отметил руководитель отдела сырьевой стратегии в Macquarie Group Маркус Гарви. По его словам, для китайского рынка характерен высокий объем краткосрочных спекулятивных операций.
Не все эксперты считают активность шанхайских трейдеров основной причиной роста цен на золото.
«Это не только мелкие розничные инвесторы и не только Китай, — говорит управляющий директор CPM Group Джефф Кристиан. — Явление носит повсеместный характер. Сейчас нет большой разницы в торговом поведении крупных институтов по сравнению с мелкими игроками».
Гонконгский аналитик Commodity Discovery Fund Сэмсон Ли считает, что ажиотажный спрос на золото в Китае побуждает трейдеров в Нью-Йорке увеличивать ставки на дальнейшее повышение цен.
Дискуссия о том, как долго китайские инвесторы останутся на Шанхайской бирже, тесно связана с вопросом о том, что привело их туда. Институциональные и розничные инвесторы в Китае могут покупать золото, чтобы делать ставки на краткосрочные колебания курса юаня, предполагает Bloomberg. По данным агентства, в этом году наиболее активными оказались ночные сессии биржи в Шанхае, когда публикация экономических данных в США приводила к росту доллара.
www.bloomberg.com/news/articles/2024-04-23/gold-s-record-setting-rally-may-have-its-roots-in-chinese-frenzy