

Банки пошли войной на Озон и Вайлдберриз. Обычные люди пока только выигрывают.
$€ У нас очень развита банковская система и интерет торговл...

Письмо председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной в Минэкономики стало сигналом, что спор между банками и маркетплейсами по поводу скидочных практик выходит за рамки корпоративного конфликта.
Банки в последние месяцы фиксируют потерю части клиентов в пользу дочерних структур маркетплейсов. Карты таких банков дают скидки на собственных площадках, что делает предложение заметно выгоднее классического ритейла. Аргумент регулятора прост. Платформа контролирует трафик, а значит, имеет встроенное преимущество при продвижении своих финансовых продуктов. Это может создавать неравные условия и повышать риск концентрации кредитования внутри экосистем.
После заявления главы «Сбера» Германа Грефа о недоплате онлайн-площадками 1,5 трлн рублей налогов тема приобрела политический оттенок. Банки усилили давление, указывая на агрессивный рост банков Wildberries и Ozon. Опасения сводятся к тому, что быстрый рост без сопоставимого риск-менеджмента способен привести к системным проблемам. Параллельно розница и офлайн-каналы жалуются на инвестиции маркетплейсов в цену товара, что усиливает ценовую конкуренцию.
Федеральная налоговая служба фиксирует крайне низкую долю рисков незаконного дробления бизнеса среди продавцов маркетплейсов — всего у 0,3% компаний и ИП из примерно 700 000 участников, работающих на специальных налоговых режимах. Об этом сообщил глава ФНС Даниил Егоров в интервью «Ведомостям». Таким образом, потенциально проблемными структурами признаны чуть более 2000 компаний.
При этом Егоров отметил, что утверждать о редкости дробления в среде партнеров цифровых платформ нельзя. Сложность заключается в том, что риск может быть мал, но его проверка требует значительного объема аналитической работы: чем ниже вероятность нарушения, тем больше документов приходится анализировать.
Эксперимент по выявлению дробления через совместное взаимодействие ФНС и маркетплейсов был впервые озвучен Егоровым год назад на встрече с президентом Владимиром Путиным. Цифровые платформы должны настроить свои системы внутреннего контроля так, чтобы фиксировать риски налоговых нарушений и передавать информацию в ФНС. Это взаимодействие закреплено и в законе «Об отдельных вопросах платформенной экономики», который уже принят, но пока не вступил в силу.
Центробанк выступил на стороне крупнейших банков в конфликте с маркетплейсами из-за скидок, которые онлайн-площадки предоставляют покупателям через свои дочерние банки. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина направила письмо министру экономического развития Максиму Решетникову с предложением ужесточить регулирование и запретить платформам продавать свои финансовые продукты на собственных площадках. Банки считают такую модель неконкурентной, тогда как маркетплейсы говорят об атаках на конкуренцию.
В письме, с которым ознакомился “Ъ”, регулятор предлагает два ключевых ограничения.
Во-первых, запретить маркетплейсам устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты. Сейчас товары при оплате картами банков, принадлежащих самим площадкам, часто стоят дешевле.
Во-вторых, ЦБ предлагает запретить продажу на маркетплейсах банковских продуктов их же «дочек», поскольку они получают «неконкурентные преимущества» перед остальными игроками финансового рынка.
«Сбер», ВТБ, Альфа-банк, Т-банк и Совкомбанк выступили с новым заявлением по поводу скидок при оплате товаров на маркетплейсах. Крупные кредитные организации сообщили, что выступают за дисконты на цифровых платформах, но только без привязки к тому, какой картой потребитель оплачивает товар. Об этом говорится в комментарии «Сбера». Он отражает позицию всех пяти игроков и должен разъяснить суть письма, содержание которого распространилось в СМИ накануне, пояснил представитель Сбербанка.
«Мы выступаем за скидки на маркетплейсах и удобство оплаты для всех жителей нашей страны. Связывание скидки и цены товара с конкретным платежным инструментом сужает выбор и может вводить людей в заблуждение — клиент должен получать обещанную выгоду в любом удобном ему сценарии оплаты. Акции и специальные предложения маркетплейсов должны быть доступны всем покупателям вне зависимости от банка, выпустившего карту, или выбранного способа оплаты. Именно об этом было обращение банков. Речь не о снижении доступности скидок, а об увеличении аудитории, которым они доступны», — говорится в новом совместном заявлении кредитных организаций.
Миллиардер Олег Дерипаска высказался (https://t.me/olegderipaska/1088) по поводу кампании, развязанной банками против скидок на маркетплейсах РФ:
Дерипаска: «Наблюдая за схваткой кабальных банков и маркетплейсов (WB и OZON), двух разных по типу экономик, хочется сказать банкам: хватит плакаться о скидках, которые дают населению в маркетплейсе, просто дайте скидки на ипотеку, на автомобильный кредит, на лизинг, на всевозможные банковские комиссии и другие свои кабальные продукты — и все клиенты будут ваши. И, кстати, я не вижу ничего плохого в банках маркетплейсов. Просто часть вкладов граждан, а это десятки триллионов рублей, плавно перетекут в эти два банка (OZON и WB), которые будут финансировать производство своих основных поставщиков, ну и, конечно, потребителей. Это, безусловно, будет сильным инструментом в борьбе с инфляцией».
@ejdailyru
Как говорится, кто о чем, а....
Каждый короче думает только о своих бизнес-интересах.
Даже постепенно набирающий силу МАРКЕТПЛЕЙСОСРАЧ Олег Владимирович использовал для перевода стрелок область своих экономических интересов.
Как мы знаем, компании О.В.Д. имеют большой долг и экспорт, поэтому являются бенефициарами низких ставок и слабого рубля. Поэтому эта песня будет звучать вечно.
Господин Греф имеет свой интерес сохранять около-монополию на рынке эквайринга, поэтому его естественным образом раздражают ворвавшиеся с якобы НЕконкурентным преимуществом «финтехи» маркетплейсов.
Так что обоих можно заподозрить в ангажированности.
Руководители пяти крупнейших банков обратились в Госдуму с предложением запретить маркетплейсам предоставлять скидки при оплате товаров картами дочерних банков и снижать цены за счет собственных средств. Банки считают, что такие меры выровняют условия конкуренции, тогда как представители маркетплейсов предупреждают о риске роста цен для покупателей.
В обращении главы Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка, Т-Банка и Совкомбанка предлагают установить два ключевых ограничения: цена товара не должна зависеть от способа оплаты, а цифровым платформам следует запретить финансировать скидки напрямую или косвенно — через бонусы, маркетинговые субсидии или промоакции. Исключения предлагаются только для собственных товаров платформ и социально значимых категорий.
Банкиры ссылаются на международный опыт: в ЕС ограничены ценовые манипуляции крупных платформ, в Китае аналогичные меры действуют с 2021 года, а в Турции субсидии ограничены долей оборота.
Маркетплейсы выступили против. В объединенной компании Wildberries & Russ называют инициативу попыткой манипуляции международными примерами, отмечая, что в Европе ограничения направлены против иностранных гигантов, а не национальных игроков. По их оценке, запрет на скидки лишит покупателей экономии и приведет к удорожанию товаров.
«В настоящее время ФАС России анализирует практики крупнейших маркетплейсов по установлению скидок на товары продавцов в зависимости от способов оплаты. В случае выявления нарушений служба примет меры антимонопольного реагирования», — заявили «Интерфаксу» в пресс-службе ведомства.
«Создание искусственных препятствий для развития финансовых сервисов маркетплейсов и других экосистем противоречит сложившейся рыночной практике и интересам миллионов потребителей. Шаг по ограничению скидок может привести к росту конечных цен для покупателей на 15-20% в зависимости от действий регулятора», — рассказал он.
«Мы считаем предложения по ограничению скидок на маркетплейсах абсурдными. С таким же успехом можно предложить обязать все магазины “Пятерочки” давать скидку на колбасу 5% по карте “Ленты”. Или же — обязать Сбер давать сниженную ставку по ипотеке не только его зарплатным клиентам, но и зарплатным клиентам других банков, а также покупателям Wildberries», — заявили «Ъ» в Wildberries.
Крупнейшие маркетплейсы России — Ozon и Wildberries — зафиксировали разногласия в подходах к участию банков в программах лояльности. В приложении к меморандуму о добросовестных практиках цифровых платформ, подписанному 11 ноября 2025 года, Ozon выступил за равный доступ всех банков к акциям и скидкам, тогда как Wildberries предлагает индивидуальные переговоры на коммерческих условиях.
Речь идёт о механике формирования конечной цены в зависимости от способа оплаты и о возможности сторонних банков участвовать в акциях. Сейчас держатели карт банков, связанных с платформой, часто получают дополнительные скидки. Ozon настаивает, что программы лояльности должны быть недискриминационными, обеспечивая равные условия для всех банков. Wildberries, напротив, считает такие программы элементом коммерческих договорённостей, как в ритейле или авиаотрасли.
Представитель Ozon отметил, что маркетплейс открыл свою программу лояльности в октябре 2025 года, и любой банк может присоединиться к ней на единых условиях. Средства партнёров направляются на скидки для покупателей. В Wildberries подчеркнули, что компания уже сотрудничает с более чем 30 финансовыми организациями, но считает идею «обязательной передачи скидок» абсурдной.
Экспериментальные закупки учебного оборудования для школ на маркетплейсах демонстрируют эффективность цифрового подхода и могут стать основой для расширения на весь госзаказ малого объема (ЗМО). Идея обсуждалась 11 ноября на панельной сессии «Дня платформенной экономики» в наццентре «Россия».
По словам министра просвещения Сергея Кравцова, использование механизмов платформенной экономики обеспечит прозрачность закупок, повысит качество приобретаемых товаров и позволит покупать их дешевле. Главный исполнительный директор RWB Роберт Мирзоян подчеркнул, что школьные организации должны иметь возможность выбора по цене, качеству и способу доставки, аналогично обычным потребителям.
Сейчас ЗМО практически не цифровизирован, а заказчики оформляют закупки вручную, не обосновывая стоимость контрактов. Весной 2025 года Минфин запустил реформу, предусматривающую создание единого каталога товаров и подключение информсистем к ЕИС. Однако эксперты рынка считают каталогизацию невозможной для полного массива позиций, и «платформизация» закупок представляется более удачным вариантом.
По итогам 9 месяцев 2025 года объём интернет-торговли в России составил, по данным АКИТ, 8,2 трлн руб., что на 32% выше, чем в январе-сентябре 2024 года. Доля электронной коммерции в общем объёме розничных продаж в России на конец сентября текущего года выросла до 18,3% по сравнению с долей в 15,4% в аналогичном периоде 2024 года.
Рост объёмов интернет-торговли на 32% в годовом выражении — впечатляющая цифра, особенно на фоне слабого роста (всего +2,1%) оборота розничной торговли в России в целом по итогам 9 месяцев текущего года. Темпы роста его оборота замедлились по сравнению с 2024 годом. За 9 месяцев 2024 года оборот интернет-торговли в РФ вырос в годовом исчислении на 43%, а по итогам всего 2024 года электронная коммерция в России увеличилась на 41%.
Замедление роста оборота электронной коммерции, как и всей розничной торговли в текущем году напрямую связано, по нашему мнению, с двумя факторами. Высокой инфляцией и процентными ставками, сокращающими доступ населения к потребительскому кредитованию. Также уход некоторых иностранных брендов с российского рынка, товары которых доступны теперь исключительно онлайн и в основном через “параллельный импорт”.
По оценке организации «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ), теневой импорт товаров через так называемые «карго-схемы» может достигать $10–15 млрд в год — это от 811,9 млрд до 1,23 трлн руб… Речь идет о потребительских товарах из Китая, ввозимых без уплаты пошлин и оформления документов. Из-за таких схем бюджет может недополучать 200–400 млрд руб. ежегодно.
«Карго-схемы» представляют собой упрощенную логистику: товары закупаются на китайских маркетплейсах, таких как Alibaba, 1688.com, Taobao и Pinduoduo, затем отправляются через посредников. Оплата часто проходит наличными или через счета физических лиц, а грузы деперсонализируются на складах в Китае. В Россию товар чаще всего доставляется автотранспортом — напрямую или через Казахстан, Киргизию, Узбекистан и частично Армению. Поставки оформляются как «личные посылки» или «некоммерческие партии».
По оценке экспертов, доля серого импорта составляет 10–20% от всего китайского импорта в сегменте мелкорозничной торговли. В основном это товары массового спроса — одежда, обувь, электроника, бытовая техника и товары для дома. Серая логистика обходится на 20–30% дешевле официальных схем, а высокая скорость доставки особенно важна для селлеров маркетплейсов.
Маркетплейсы Ozon и Wildberries (WB) исполнили рекомендации экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и пересмотрели правила для продавцов, введенные в августе-сентябре 2025 года, сообщил регулятор.
Так, с 1 ноября WB отменил применение индекса остатка товара, после введения которого предприниматели с низким индексом либо должны были оплачивать хранение товаров на инфраструктуре площадки по более высокой цене, либо на их товары устанавливались скидки без надлежащего согласования — или они вынуждены были вывезти его со складов маркетплейса. Также были изменения условия опции Конструктор тарифов, через который формировался порядок оказания допуслуг, от которых невозможно было отказаться ранее установленного маркетплейсом срока.
Ozon, в свою очередь, скорректировал правила обработки возвратов заказов, которые были отменены или возвращены покупателями без претензий к качеству — ранее они автоматически отправлялись на склады маркетплейса для повторной продажи.
В результате предприниматели лишались возможности свободно распоряжаться своим товаром. Они не могли реализовывать его через иные каналы продаж. Кроме того, продавцы сталкивались со сложностями при вывозе своего ассортимента со складов Ozon, — отметили в ФАС.
Крупные российские маркетплейсы заявили о готовности договариваться с банками по поводу скидок при оплате покупок картами. Поводом для обсуждения стали претензии регуляторов: по мнению Банка России, эксклюзивные скидки при оплате картами банков, входящих в ту же группу, создают неравные условия конкуренции.
28 октября на заседании Госдумы глава ЦБ Эльвира Набиуллина прямо назвала такие скидки «скрытой формой конкурентной борьбы». Она подчеркнула, что банки на платформе не могут свободно продвигать свои карты и устанавливать цены, в то время как маркетплейсы, владеющие собственными банками, могут предоставлять эксклюзивные условия. ЦБ считает это несправедливым и требует пересмотра подхода к подобным программам.
Среди сторонников законодательного запрета — банки. На экспертном совете вице-президент Сбербанка Анна Попова заявила о необходимости изменить закон: цена не должна зависеть от того, картой какого банка платит покупатель. Она оценила текущую практику как нарушение конкуренции и призвала как можно быстрее закрепить запрет на уровне законодательства.
Wildberries заморозил размер комиссии за продажу товаров по всем моделям работы на площадке на шесть месяцев, рассказал «Ведомостям» представитель маркетплейса.
«Видим текущую ситуацию и понимаем, насколько важны стабильность и прогнозируемость при взаимодействии наших продавцов с Wildberries. Поэтому мы решили зафиксировать комиссию за продажу товаров на текущем уровне на ближайшие шесть месяцев – с 1 ноября 2025 г.», – заявил он. На вопрос, что за текущая ситуация, представитель маркетплейса не пояснил.
Председатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Евгения Черницкая отметила, что за последний год Ozon несколько раз повышал комиссии и «судя по всему, останавливаться не собирается». По ее словам, Wildberries в свою очередь также поднял комиссии. Черницкая отмечает, что изменения комиссий на маркетплейсах вызвали «крайне негативную» реакцию среди селлеров.
«Мы готовим обращение к регулятору с просьбой остановить рост комиссий и вернуть условия на прежний уровень. Если Ozon продолжит повышать комиссии и одновременно инвестировать в собственные скидки, возможен отток покупателей с Wildberries на Ozon, а продавцов – в обратном направлении», – сказала Черницкая.
Годовая выручка почти половины (42%) владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в 2024 г. не достигла и 500 000 руб. Такие данные представили аналитики Центра доказательной экспертизы Института Гайдара по результатам опроса. Еще четверть получили от 500 000 до 1 млн руб., 19% — от 1 до 2 млн, а 14% — более 2 млн руб. Средняя годовая выручка владельца ПВЗ составляет около 900 000 руб.
Для сравнения, предприниматели, продающие через маркетплейсы, зарабатывают значительно больше. Средняя выручка ИП и ООО только от онлайн-продаж достигает 37,5 млн руб. в год, что составляет около 37% их общего оборота. Самозанятые с товарами собственного производства получают в среднем 880 000 руб. в год, с ограничением дохода до 2,4 млн руб.
Исследование показало, что владельцы управляют в среднем двумя ПВЗ. 43% имеют 2–3 точки, 20% — четыре и более, а 38% — один пункт. Более половины планируют открыть еще один-два ПВЗ в ближайший год. Средняя выручка одного пункта в 2025 г. может превысить 1,5 млн руб., считают эксперты. Многие владельцы параллельно ведут другой бизнес или имеют дополнительные источники дохода.
РВБ, объединенная компания Wildberries и Russ, заняла 24-ю строчку рейтинга крупнейших компаний страны РБК 500, Ozon — 41-ю строчку. Первая по сравнению с предыдущим годом увеличила свою выручку на 84%, до 962,4 млрд руб., а чистую прибыль — почти в четыре раза, до 110,3 млрд руб. Выручка Ozon росла медленнее — на 45%, до 615,7 млрд руб., и по итогам года компания показала убыток 59,4 млрд руб.
В рейтинге Wildberries на позицию уступает металлургической компании НЛМК и опережает «Т-Технологии» (ранее Тинькофф Банк), Ozon соседствует с «Дом.РФ» и букмекерской компанией Fonbet.
Несмотря на то что уже более 20% всех розничных продаж в стране совершаются в интернете, участники традиционной продовольственной розницы все еще сильно впереди маркетплейсов. Так, X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и др.) занимает шестую строчку рейтинга с выручкой 3,9 трлн руб., а «Магнит» — девятую с 3 трлн руб.