Сегодня из Сбера прислали:
До сих пор имеют место случаи задержек платежей, связанные с проведением процедур комплаенс иностранными банками. К сожалению, задержки зачастую вызваны тем, что платежные поручения заполняются без учета простых и очевидных рекомендаций, неоднократно проциркулированных Координационным советом и УТФиКО. В этой связи хотели бы еще раз приложить шаблон коммуникации для клиентов, составленный Отделом корреспондентских отношений Сбербанка.
Убедительно просим доносить эту информацию до ваших клиентов и настоятельно рекомендовать им использовать, в том числе и при согласовании со своими контрагентами реквизитов входящих платежей. Платеж должен быть составлен таким образом, чтобы из него было четко видно, что он не санкционный. У корреспондента не должно возникать сомнений в том, что платеж не относится к расчетам по кредитам и инвестициям в пользу Сбербанка. В противном случае он вынужден будет провести дополнительные расследования, что неминуемо приведет к задержкам платежей.
По платежам, не относящимся к кредитованию, надо четко давать назначение платежа, избегая любых терминов, которые можно трактовать как кредит (Loan, Financing, Cover, Advance…), по «кредитным» платежам надо четко указывать, кто заемщик, дату выдачи, дату погашения.
С уважением, Координационный Совет
«К сожалению, после введения режима санкций задержки с исполнением платежей рядом иностранных банков имеют место достаточно часто. Это новая реальность, не нами придуманная, которая требует особого подхода. Как показывает практика, цена одной ошибки, приведшей к нарушению режима санкций, может составлять до нескольких миллиардов долларов штрафов от местных регуляторов, которые накладываются независимо от того, являлось нарушение умышленным или нет. Это вынудило банки из стран, поддерживающих режим санкций, ввести совершенно беспрецедентные меры контроля за платежными потоками вплоть до тотальной ручной проверки платежей независимо от суммы и назначения. Ситуация осложняется ещё и тем, что, как правило, наиболее длительные задержки платежей допускают не прямые корреспонденты Сбербанка России, а третьи банки в платежной цепочке, в которых Сбербанк России не имеет прямых счетов. Возможности Сбербанка влиять на внутреннюю политику таких банков часто весьма ограничены. Тем более невозможно повлиять на требования иностранных регуляторов к своим банкам.
В таких условиях мы можем лишь подсказывать, по возможности, своим клиентам, каким способом можно минимизировать задержки. Все рекомендации просты и очевидны, но тщательное следование им помогает избежать многих проблем с иностранными банками, хотя, конечно, и не гарантирует отсутствия задержек платежей.
1. Включать в раздел «назначение платежа» платежного поручения максимально полную информацию о сути и сроках проводимой сделки, а также поставляемых товарах и услугах, особенно в случаях, когда платеж связан с предоставлением любых форм финансирования, созданием инвестиций, в т.ч. покупкой акций или дебенчуров, или оплатой продукции, аналогичной той, которая включена в санкционные списки (буровое оборудование, в т.ч. пригодное для использования в условиях низких температур, оборудование для нефтегазовой и энергетической сферы, продукция двойного назначения и т.п.)
Например, в нынешних условиях обычно недостаточно указать только реквизиты коммерческого контракта, как многие клиенты поступали ранее (Agreement N1 as of 01.01.2014) или только некие ссылки, понятные лишь бенефициару платежа (REF 123ABC). Рекомендуется указать суть договора и назначение платежа максимально подробно (с учетом ограничения по количеству символов в полях 72 и 70 сообщения SWIFT).
2. Стараться максимально сократить маршрут платежа, минимизировав количество банков-посредников в цепочке, т.к. каждый посредник – это один дополнительный этап комплаенс-контроля. Если клиент-отправитель держит счета в банках А, В и С, а Сбербанк России – корсчета Ностро в банках А, D и E, то целесообразно направить платеж через банк А, для которого это будет внутренняя проводка.
В ряде случаев, клиенты-отправители для проведения платежей в адрес клиентов Сбербанка даже меняли обслуживающий банк или открывали дополнительный счет в другом банке, т.к. их текущий банк по непонятным причинам отказывался делать перевод в адрес Сбербанка.
3. Ускорить прохождение платежа через комплаенс-фильтры инобанков иногда помогает заранее сделанное в тексте платежного поручения заверение о том, что осуществляемый платеж не подпадает под санкции, введенные OFAC (для США) и ЕС. Однако здесь надо проявлять осторожность, т.к. службы комплаенс некоторых банков могут, напротив, усмотреть в подобной фразе попытку отвлечь их внимание от существа транзакции и начнут проверять существо сделки с ещё бóльшей тщательностью.
4. Имеет смысл отправлять платежи заранее (хотя бы за день), проставляя в них будущую дату валютирования. Службы комплаенс некоторых банков принимают такие платежи к рассмотрению уже по факту их поступления и затем отправляют в нужную дату без дальнейших задержек. В отдельных случаях это позволяет выиграть время и провести все процедуры комплаенс-контроля до требуемой даты валютирования.
5. Если платеж все же застрял на комплаенс-контроле, следует точно и однозначно выяснить (как правило, у банка-отправителя), каким именно банком в цепочке платеж был остановлен. При получении от этого банка соответствующего комплаенс-запроса о предоставлении дополнительной информации, необходимо оперативно представить ответы на каждый вопрос. В ряде случаев комплаенс-службы инобанков могут даже потребовать копию базового коммерческого контракта. Мы рекомендуем в такой ситуации предоставить хотя бы сканы страниц, не содержащих критичной с точки зрения коммерческой тайны информации. Если какие-либо из вопросов остаются без ответа, это будет играть против отправителя платежа, т.к. инобанк может расценить это как попытку скрыть либо затушевать существенную информацию. Вместе с тем, не следует формулировать свой ответ шире, чем это определено рамками поставленного вопроса, т.к. дополнительная информация может вызвать у иностранного банка желание что-то уточнить и, как следствие, приведет к дальнейшей задержке».
Рекомендованные банки для работы с Китаем:
o ICBC
o Bank of China
o Agricultural Bank of China
o China Construction Bank
o Harbin Bank
o Baoshang Bank
o China CITIC Bank
o Shanghai Pudong Development Bank (только юани)
o China Merchants Bank
o Bank of Shanghai
Официальные комментарии Управления по связям с общественностью и СМИ Департамента Маркетинга и коммуникаций Сбербанка по потенциальным санкциям США:
«Обсуждение в СМИ возможных новых санкций к России вовсе не означает, что будет реализован негативный сценарий для банковской системы страны. Политическая риторика всегда носит эмоциональный характер, но в экономике все-таки доминирует рациональный подход. Мы не видим оснований для того, чтобы наши клиенты меняли свои подходы в работе с банковскими продуктами. Сбербанк устойчивая финансовая структура, мы чувствуем себя комфортно с валютной ликвидностью. Просим наших клиентов аккуратно относиться к информации в СМИ и социальных сетях, доверять только официальным сообщениям нашего банка».