Сбербанк сократил финансирование сделок с торговыми центрами и офисами на 30-40%
По новым сделкам в сегменте офисных и торговых центров мы весьма уменьшили наши аппетиты. Падение объема финансирования по таким объектам составляет порядка 30-40% по сравнению с 2021 годом
У текущей ситуации два фундамента: уход международных арендаторов спровоцировал снижение трафика и падение выручки, а еще больше сложности добавило интенсивное развитие рынка электронной коммерции. В России уже есть два игрока e-com с выручкой даже выше 1 триллиона рублей у каждого. А если добавить к ним еще нескольких крупных участников, то получается, что около 3 триллионов рублей из потребления в торговой недвижимости перешли в e-commerce. Представьте: сегодня каждое второе электронное устройство в России уже покупается через интернет. Это гигантские изменения рынка и у ТЦ серьезные проблемы
С офисном сегменте из класса А предполагается большой отток из числа западных арендаторов, и теперь это «уже не такой понятный бизнес, как был раньше». «По тем же офисам мы видим, что объем ввода в ближайшие два года и ожидаемый спрос — это два несбалансированных на текущий момент параметра, причем не в пользу девелоперов. Будет избыток предложения и недостаток арендаторов и покупателей, что, естественно, отразится на ценах и на ставках аренды»
Авто-репост. Читать в блоге
>>>