Алексей Калачев, эксперт-аналитик ГК «ФИНАМ».
Вчера вечером, уже после закрытия российского рынка, стало известно, что «Роснефть» все-таки не будет выкупать саму себя, над чем втайне посмеивались аналитики. Она нашла настоящих внешних инвесторов в лице своего давнего партнера швейцарского сырьевого трейдера Glencore и испытывающего интерес к российским активам фондом Катара Qatar Investment Authority, которые в составе консорциума выкупят 19,5% акций компании.
Сделка еще не закрыта, и известны еще не все ее детали, однако несомненным плюсом будет являться тот факт, что в экономику придут новые внешние деньги, а не ожидаемый рынком самовыкуп госпакета госкомпанией у государства за счет денег, занятых у госбанков. И это самый позитивный момент сделки. По сути, данная сделка может стать прорывом инвестиционной блокады при реализации госактивов, предпринимаемых в том числе для наполнения бюджета.
Конечно, было бы полезнее, если бы в состав акционеров вошла одна из ведущих нефтедобывающий мировых компаний, что могло бы привнести не только новые технологии добычи, но и передовые стандарты управления. Но, нужно признать, что руководству компании удалось получить максимум возможного в почти безнадежной ситуации, чего никто не ожидал.
Отдельным плюсом станет отсутствие необходимости направлять на самовыкуп заемные средства, которые можно направить на инвестиционные проекты, что должно положительно сказаться на качестве долга компании. Рынок уже позитивным образом среагировал, открыв торги 6% ростом.
Минусом можно считать то, что сделка была проведена в режиме спецоперации со всеми ее атрибутами: поддержанием интриги, сокрытием реальных переговоров, отвлекающими маневрами и т.п. Все-таки инвесторы предпочитают предсказуемость. Но для спекулянтов сегодня праздник.