| Число акций ао | 666 млн |
| Номинал ао | 0.004 руб |
| Тикер ао |
|
| Капит-я | 116,0 млрд |
| Выручка | 130,6 млрд |
| EBITDA | -4,1 млрд |
| Прибыль | -20,1 млрд |
| Дивиденд ао | – |
| P/E | -5,8 |
| P/S | 0,9 |
| P/BV | 0,7 |
| EV/EBITDA | -25,8 |
| Див.доход ао | 0,0% |
| Распадская Календарь Акционеров | |
| Прошедшие события Добавить событие | |

В 2024 году факторинговый портфель угольной отрасли вырос на 32%, до 638,9 млрд рублей, на фоне падения цен на уголь, роста логистических издержек и удлинения сроков расчетов. По данным Ассоциации факторинговых компаний, доля угольщиков в общем факторинговом рынке достигла 21,5%.
Банковские кредиты становятся всё менее доступными: угледобывающие компании часто убыточны и не соответствуют требованиям кредиторов. Только в I квартале 2025 года убытки отрасли превысили 70 млрд рублей, а совокупный долг может достичь 1,5 трлн рублей.
Факторинг используется в основном крупными игроками для покрытия кассовых разрывов. Компании среднего звена считают его слишком дорогим. При этом потребность в финансировании будет расти: у большинства производителей закончились годовые контракты, и дальнейшая экспортная деятельность остаётся неопределённой. Ожидается, что даже крупным компаниям придётся заключать сделки на жёстких условиях ради стабильности производства.
Эксперты считают, что лишь проценты по долгам могут составить до 20% от всей прогнозной выручки отрасли. Поэтому даже рост факторингового финансирования вряд ли спасёт ситуацию — часть компаний может просто не справиться с долговой нагрузкой.
В январе–апреле 2025 года Россия увеличила экспорт угля в Китай на 2% до 27,4 млн т, несмотря на общее снижение поставок в апреле на 13% в годовом выражении. В стоимостном выражении падение еще существеннее: -31% в апреле и -18% за четыре месяца.
Китай остаётся ключевым рынком сбыта российского угля (около 50% экспорта в 2024 году), но поставки сталкиваются с рядом ограничений. В 2024 году экспорт в КНР снизился на 7% до 95,1 млн т на фоне введения китайских импортных пошлин (3–6%), падения мировых цен и удорожания логистики.
В 2025 году эти негативные факторы сохраняются. По данным консалтинговой компании «Технологии доверия», экспорт энергетического угля в I квартале стал убыточным даже на маршруте в Китай через Дальний Восток. Argus оценивает экспортную цену в $64–77/т — минимум за годы.
Дополнительное давление создают:
укрепление рубля;
рост конкуренции со стороны Австралии и Монголии;
увеличение внутренней добычи угля в Китае (+4% в апреле, до 390 млн т);
Минэнерго рассчитывает сохранить объем экспорта угля на уровне 2024 года, первые антикризисные меры для угольной отрасли позволили снизить стоимость перевалки угля в портах в 2.5 раза
Минтранс в письме замминистра Алексея Шило к Минэнерго от 19 мая сообщил, что угольные компании заявляют объемы перевозок в порты Северо-Запада и Юга, которые многократно превышают утвержденный финансовый план РЖД на 2025 год. Так, с января по апрель заявки на перевозку угля в порты Северо-Запада составили 38,4 млн тонн — на 19,5 млн тонн выше плана, на порты Юга — 31,2 млн тонн, что на 23,1 млн тонн превышает план. Это свидетельствует, по мнению Минтранса, что экономика перевозок в этих направлениях складывается без дополнительных скидок.
Президент России Владимир Путин поддержал предложение вице-премьера Александра Новака о введении скидок в размере 12,8% на экспорт угля по Северо-Западному и Южному направлениям и возврате понижающих коэффициентов до конца года. Однако Минтранс и РЖД воздержались от комментариев.
Угольщики и эксперты сомневаются в аргументах Минтранса: по их словам, поданные заявки значительно превышают реально перевезенные объемы — около половины заявок РЖД не исполняет, что говорит о неустойчивом спросе. Более того, скидки планируются только для энергетического угля, но письмо этого не уточняет.
В том числе, на экспорт отгружено 35,4 млн тонн угля, что на 1% меньше, чем в январе-апреле 2024 года. Согласно сообщению, в восточном направлении отгрузка составила 18,9 млн тонн (на 1,7% больше, чем в 2024 году), в северо-западном — 10,7 млн тонн (снижение на 18,1%), в южном — 5,2 млн тонн (рост на 68,7%).
Всего потребителям за четыре месяца железнодорожным транспортом было отгружено 57,9 млн тонн угля (снижение на 5,2%).
Переработка угля на предприятиях углепрома Кузбасса (включая обогатительные фабрики, сезонные обогатительные установки и дробильно-сортировочные установки) за отчетный период сократилась на 11% и составила 49,9 млн тонн. Отмечается, что перерабатывается 75% добытого угля.
Численность работников, занятых непосредственно добычей и переработкой угля, составила 95 тысяч человек, что на 2 тысячи меньше, чем годом ранее. «Указанная численность не включает персонал вспомогательных производств», — отмечает министерство.
www.interfax.ru/russia/1026600

Сектор: Добыча угля и потребляемого топлива
Последний обзор по компании Распадская я делал 15 февраля, тогда акции стоили 285 ₽ и я ожидал падения к ~210. В апрели акции Распадская падали до 215 ₽ (🎯), сейчас торгуются по 236 ₽, всё время падали, как я и ожидал в прошлом обзоре. Давайте посмотрим, чего ждать дальше.
📈Основные метрики
▪️ Капитализация: 1,94B$
▪️ P/E — отр. значение, компания убыточна
▪️ P/S — 0.98
▪️P/B — 0.83
▪️EPS — минус 17.69 ₽
▪️EBITDA — 7,9B р.
▪️EV/EBITDA — 19.87
ℹ️ По сравнению с прошлым обзором компания ушла в убыток. Отчет за 2024 год вышел, его и будем разбирать.
«О временном запрете деятельности: 12 мая 2025 года на выемку угля из лавы №25-100 АО „СУЭК-Кузбасс“ Шахта им. С. М. Кирова за пылевзрывоопасное состояние горной выработки, эксплуатацию очистного комбайна с неисправной системой взрывозащитного орошения, эксплуатацию датчиков контроля метана в неисправном состоянии, несоблюдение требований документации по проведению и креплению горной выработки. В настоящий момент работы приостановлены Ростехнадзором», — написал Виль.
Он добавил, что также приостановлена выемка угля в лаве №1305 и эксплуатация ленточного конвейера в конвейерном штреке №1305 на шахтоучастке «Октябрьский» за превышение допустимой концентрации метана в горной выработке, отсутствие корректировки документации по проведению и креплению выемочного участка в части параметров дегазации в связи с повышением газообильности очистного забоя, нарушения при эксплуатации системы аэрогазового контроля, нарушение взрывобезопасности электрооборудования.
tass.ru/ekonomika/23947507

Президент Владимир Путин одобрил пакет мер, предложенных вице-премьером Александром Новаком по поддержке угольной отрасли. Во-первых, РЖД предоставит угольным компаниям скидку 12,8% на экспортные перевозки в западные и южные порты до конца 2025 года. Также вернутся понижающие коэффициенты к тарифам — 0,4 и 0,895, что даст дополнительную экономию. Чтобы компенсировать потери РЖД, бюджет выделит субсидии. Во-вторых, планируется заключить соглашения о гарантированном вывозе угля из Хакасии на восток. А для проблемных предприятийВЭБ.РФ создаст механизм реструктуризации: перспективные компании получат санацию, безнадёжные — банкротство. Кроме того, обсуждается отсрочка по налогам и переговоры с Китаем и Индией об отмене пошлин на российский уголь.
Такие меры поддержки еще раз говорят о том, что в угольной отрасли происходит глубокий кризис, так как и цены на уголь держатся на низких отметках, и есть существенные логистические сложности с вывозом продукции на восток из-за ограничений пропускной способности российских железных дорог. Угольщики стали работать в убыток, в прошлом году отрасль потеряла 112 млрд рублей из-за санкций, высоких логистических затрат и падения цен. Без поддержки под угрозой оказались 30 шахт с добычей 30 млн тонн в год.
«Мы тоже готовы в Малайзию поставлять угля больше. Опять же, эта работа идет российских компаний, малайзийских компаний», — сказал он.
Цивилев отметил, что это предложение поддерживается с обеих сторон. «Мы будем им всячески помогать», — добавил он.
По итогам 2023 года экспорт угля из РФ в Малайзию составил 3,2 млн тонн, говорил Цивилев в интервью ТАСС.
tass.ru/ekonomika/23941279
Угольная отрасль в России переживает системный кризис: экспортные цены падают, налоговые поступления сокращаются, а запросы на субсидии растут. Несмотря на рост добычи на 3% в I квартале 2025 года (до 111 млн тонн), текущая модель развития устарела. Занятость в отрасли составляет всего 150 тыс. человек, что несопоставимо с поддержкой, которую требует сектор.
Государство с 2006 по 2022 год субсидировало угольные железнодорожные перевозки на сумму 2,4 трлн рублей, в основном ради экспорта. При этом владельцы компаний не предлагают системных изменений, и дотации не приносят стране синергии.
Возможные направления развития отрасли:
Арктический путь: расширение перевозок угля по рекам (Обь, Лена, Енисей) с выходом на Северный морской путь. Цель — снизить нагрузку на железные дороги и удешевить логистику.
Синтетическое топливо: технологии переработки низкосортного угля в бензин и газ существуют, но требуют инвестиций от сотен миллиардов рублей и сроков окупаемости более 7 лет.
Ставки на предоставление вагонов под перевозку угля в апреле 2025 года снизились почти на 15%, достигнув 2,21 тыс. руб. в сутки — это минимум с начала 2023 года. Причина — удешевление угля за рубежом и снижение объемов экспорта. Объем перевозок угля по сети РЖД в апреле упал на 6,7% год к году, особенно сильно — в северо-западном направлении (–22,3%).
Операторы полувагонов уже не в силах обеспечивать рентабельность: даже при бесплатном предоставлении подвижного состава экспорт энергетического угля останется убыточным. При текущих ставках 2 тыс. руб. в сутки и лизинговых расходах 3,1 тыс. руб. компании работают в минус. Потенциал для снижения затрат еще возможен в портах (до $3/т), но основной резерв — это возврат понижающих коэффициентов к тарифу или прямые субсидии от государства.
ОАО РЖД указывает, что перевозки угля на восток уже принесли компании убытки в 428 млрд руб. за 10 лет, а дополнительные преференции приведут к еще большим потерям. При этом дочерняя ФГК уже предоставила скидку в $5/т для западных направлений. Однако для системного эффекта рынку необходима масштабная поддержка на федеральном уровне.
Министр энергетики Цивилев: Тема вхождения Китая в СПГ-проекты в РФ обсуждается на российско-китайском саммите в Кремле — Интерфакс
Россия найдет других потребителей своей продукции, не только в области нефти и газа, если от нее откажется Евросоюз, обсуждающий очередные эмбарго, спрос в мире большой, заявил журналистам министр энергетики РФ Сергей Цивилев.
«Есть много потребителей, которые хотят брать эти продукцию. Мы считаем, что меры в виде санкций незаконны, контрпродуктивны, в том числе для жителей этих же стран, и мы уже видим какие последствия от этого образуются», — подчеркнул он.
tass.ru/ekonomika/23886895
www.interfax.ru/business/
«Программа повышения эффективности угольной отрасли полностью готова, практически со всеми согласована. Мы в ближайшее время ожидаем, после праздников, ее подписания», — заявил министр энергетики России Сергей Цивилев.


Публичное акционерное общество «Распадская», созданное в 1973 году, на сегодняшний день является одной из крупнейших угольных компаний России. Добывает коксующийся уголь.
Ориентир экспортной цены Распада является hard coking coal (FOB Australia)
Фьючерс: www.cmegroup.com/trading/energy/coal/fob-australia-premium-hard-coking-coal-tsi.html
Данные: https://www.argusmedia.com/metals-platform/price/assessment/coking-coal-premium-hard-fob-australia-low-vol-swaps-month-1-PA00152330601
Внутренняя цена: https://spimex.com/markets/energo/indexes/territorial/ (Индекс OTID, марка OOGJ)
Фьючерс на Сингапурской бирже, с поставкой Китай: https://ru.tradingview.com/symbols/SGX-CCF1!/
Фьючерс на Сингапурской бирже, с поставкой Австралия: https://ru.tradingview.com/symbols/SGX-ACF1!/
ПАО «Распадская» – единый производственно-территориальный комплекс по добыче и обогащению угля, расположенный в Кемеровской области Российской Федерации. ПАО «Распадская» имеет лицензии на ведение горных работ на территории обширного угольного месторождения к юго-западу от Томусинского участка Кузнецкого угольного бассейна, который обеспечивает три четверти добычи коксующегося угля в России.