Число акций ао | 666 млн |
Номинал ао | 0.004 руб |
Тикер ао |
|
Капит-я | 167,6 млрд |
Выручка | 185,8 млрд |
EBITDA | 60,7 млрд |
Прибыль | 34,6 млрд |
Дивиденд ао | – |
P/E | 4,8 |
P/S | 0,9 |
P/BV | 0,8 |
EV/EBITDA | 2,3 |
Див.доход ао | 0,0% |
Распадская Календарь Акционеров | |
Прошедшие события Добавить событие |
«О временном запрете деятельности: 22 ноября 2024 года на выемку угля в лаве № 48-9 филиал „Шахта “Ерунаковская-VIII» АО «Объединенная угольная компания „Южкузбассуголь“ за пылевзрывоопасное состояние горной выработки, несоблюдение требований технической документации при креплении горной выработки, отсутствие свободного прохода в горной выработке. Решение суда — 30 суток», — написал Виль. В августе и сентябре добыча угля в этой лаве также приостанавливалась
Кроме этого, приостановлена добыча угля из лавы №25-100 шахты имени С. М. Кирова за превышение допустимой концентрации метана, нарушения при эксплуатации системы аэрогазового контроля, неисправность системы оповещения, поиска и обнаружения людей, несоблюдение требований технической документации при эксплуатации механизированного комплекса. В октябре здесь также приостанавливалась выемка угля.
tass.ru/ekonomika/22520263
С 1 января 2025 года методика расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для угольной отрасли начнет учитывать данные о ценах на уголь от агентства Argus и Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Новые правила утверждены приказом ФАС после согласования с Минфином и Минэнерго.
Изменения в Налоговый кодекс, принятые летом 2024 года, ввели надбавки к НДПИ, зависящие от средних экспортных цен на антрацит и энергетический уголь. Первоначально предлагалось использовать котировки СПбМТСБ, Argus и ЦЦИ, но Минфин выступил против ряда источников, ссылаясь на риски манипуляций и недостаточную ликвидность данных.
В итоговой методике сохранены только котировки Argus и СПбМТСБ, причем в расчет будет браться наибольшее значение. Минэнерго считает этот подход объективным, а использование биржевых данных — шагом к созданию национальной системы ценовых индикаторов.
Эксперты оценивают включение данных СПбМТСБ как компромисс между стремлением снизить зависимость от международных агентств и отсутствием полноценной альтернативы их данным. Однако недостаточная репрезентативность биржевых индексов остается проблемой.
Минэнерго РФ инициировало возвращение понижающих коэффициентов и скидок на транспортировку угля в западном направлении для стимулирования поставок в порты Северо-Запада и Юга. Также предложено заключить соглашения о вывозе угля с семью регионами, включая Новосибирскую область.
В 2025 году ведомство ожидает роста перевозок в восточном направлении благодаря расширению Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. При этом добыча угля в январе-сентябре 2024 года снизилась на 1,7% до 310 млн т, а убыток отрасли за январь-август составил 4,9 млрд руб.
Для поддержки угольной отрасли с мая по декабрь 2024 года действуют нулевые экспортные пошлины на энергетический уголь и антрацит.
Источник: www.interfax.ru/business/994413
Кузбасс снизил добычу и экспорт угля. Приостановлена работа одной из шахт из-за сокращения рынков сбыта.
В Кузбассе за 10 месяцев 2024 года добыто 163,8 млн тонн угля, что меньше на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, сообщает минугля региона.
«С учетом новых вызовов, возникших в угольной отрасли, объемы добычи в Кузбассе начали уменьшаться, хотя производственные возможности и запасы угля позволяют извлекать больше», — комментируют чиновники. Объем вывоза угля из Кузбасса составил 143,7 млн тонн, что на 9,8% меньше по сравнению с таким же периодом 2023 года. Экспорт угля за тот же период сократился на 11,9% по сравнению с прошлым годом до 83,9 млн тонн.
В восточном направлении с начала года отгружено 44,7 млн тонн угля, что соответствует уровню соглашения с РЖД на 2024 год, отмечают власти. При этом в западном направлении отправлено 39,2 млн тонн, что на 24,3% ниже показателей 2023 года. На минувшей неделе стало известно о приостановке шахты «Ольжерасская-Новая» компании «Южный Кузбасс» (входит в группу «Мечел»).
«Что касается угольных соглашений, на сегодняшний момент обсуждение пока еще идет. Позиция Минтранса здесь не поменялась. Минтранс считает, что необходимо работать строго в соответствии с правилами недискриминационного доступа, которые сегодня по факту не предусматривают каких-либо дополнительных изъятий», — сказал замминистра транспорта РФ Алексей Шило
При этом Минтранс РФ считает возможным проработать возможность заключения договоров с предприятиями. «Как компромиссный вариант, конечно, можно было бы предусмотреть какие-то соглашения для того, чтобы предприятия, грузоотправители чувствовали какую-то уверенность. Оптимальным, конечно, вариантом здесь было бы заключение договоров на принципах „вези или плати“. Но поскольку транспортное законодательство пока не предусматривает заключение таких договоров, то какие-то соглашения с индикативными параметрами между РЖД, как перевозчиками, и предприятиями, наверное, они возможны», — уточнил он.
По словам замглавы Минтранса Шило, соглашение, которое фиксирует большой объем, например, вывоза низкодоходного угля, «будет отрицательно сказываться и на экономике страны в целом, и на экономике предприятий, предприятий железнодорожного транспорта в том числе».
По итогам января—октября экспорт угля из России сократился на 9% год к году, до 164 млн тонн, в октябре отгружено 16,5 млн тонн, что на 6% больше, чем в сентябре, но на 4% меньше, чем годом ранее. Такие данные приводит ЦЦИ. Разрыв в объеме поставок с прошлогодним уровнем сократился. В сентябре объем экспорта был ниже аналогичного периода 2023 года на 11%, а по итогам девяти месяцев — на 10%.
Как сказано в обзоре ЦЦИ, октябрь отличался падением экспорта угля из Усть-Луги до многолетних минимумов и ростом отправок из портов Дальнего Востока. По данным ЦЦИ, экспорт угля из портов Северо-Запада в октябре упал на 27% год к году и на 10% к сентябрю, до 2,7 млн тонн. Отгрузки из портов Дальнего Востока в прошлом месяце выросли на 9% и 13% соответственно, до 10,4 млн тонн. Источник “Ъ”, работающий на Северо-Западе, подтверждает падение погрузки, объясняя это совокупностью факторов — от состояния мировых цен на уголь до проблем с поставкой по железной дороге.
По итогам торговой сессии 14 ноября, цена Аи-92 по национальному индексу (отражает средневзвешенную стоимость на всех крупных НПЗ России) выросла к предыдущему закрытию на 1,63%, до 61 110 рублей за тонну, Аи-95 — на 1,61%, до 64 022 рублей за тонну.
При этом цены по территориальному индексу Европейской части России росли чуть более активно: котировки 92-го бензина выросли на 1,64%, до 61 050 рублей за тонну, 95-го — на 1,89%, до 64 314 рублей за тонну.
13 ноября глава Минэнерго Сергей Цивилев сообщил журналистам, что ведомство направило в правительство предложения по снятию запрета на экспорт бензина из России. «Мы снимем сейчас ограничения на экспорт, потому что с ценами всё стабильно, ситуация на рынке стабильная, поэтому можно снять ограничения — они вводились, чтобы стабилизировать цены на внутреннем рынке», — сказал он.
Позже источники «Интерфакса» сообщили, что в планах ведомства снять запрет на экспорт бензина со следующего месяца, но только для его производителей. По данным одного из собеседников агентства, в то же время для всех других экспортеров запрет предлагается продлить еще на два зимних месяца.
Консолидированная выручка угольных предприятий в России в 2024 г. снизится на 20% в сравнении с 2023 г. до 1,8 трлн руб., доналоговая прибыль – в 33 раза до 10,7 млрд руб. Такой прогноз дают аналитики Neft Research в обзоре, с которым ознакомились «Ведомости».
Причины: падение экспортных цен и рост стоимости логистики
В течение 2024 г. экспортные цены на уголь снизились до минимальных значений с 2021 г., констатируют аналитики Neft Research. Они опустились до $95/т (-6% год к году) – на базисе FOB Дальний Восток, $72/т (-13%) – в Тамани и $61/т (-14%) – в балтийских портах.
В 2024г поставка на внутренний рынок стала более выгодной, чем на внешний.
Доля транспортных расходов в стоимости в зависимости от марки угля, по данным Neft Research,достигает 50–55%.
«В Кузбассе по итогам 9 месяцев экспорт угля сократился на 9,8 млн тонн, или на 11,4%», — сообщил министр финансов региона Игорь Малахов, но не уточнил, сколько конкретно угля было экспортировано.
«В первую очередь, сокращение экспорта связано с запретом ЕС приобретения российского угля, логистическими трудностями вывоза продукции в восточном направлении, а также введением со стороны Китая импортных пошлин», — отметил Малахов.
«На 2025 год тенденция снижения цены на уголь сохраняется, и прогнозируемое снижение за тонну как по коксующимся, так и по энергетическим углям составит 12%», — сказал министр финансов Кемеровской области
Он отметил, что мировые цены на уголь снижаются уже два года подряд.
«Средняя цена на энергетический уголь за 10 месяцев снизилась на 12% и составила $106 за тонну. Что касается коксующего угля, то тут на сегодняшний день снижение на 13%, (цена — ИФ) составляет $248 за тонну», — сказал министр.
Он также добавил, что средняя цена на энергетический уголь Австралии за 10 месяцев текущего года упала на 25%, и «в конце октября фьючерсы на уголь торговались по цене $147 за тонну».
https://www.interfax.ru/business/991386
Принцип организации экспортных квот для угольных регионов может измениться. Как следует из поручений профильного вице-премьера Виталия Савельева по итогам совещания 30 октября (“Ъ” видел документ), на 2025 год следует предусмотреть квоту для Кузбасса в объеме 55,3 млн тонн для всех грузов, включая угольные. Такая квота, согласно приведенной позиции ОАО РЖД, позволит вывезти среди прочего около 15 млн тонн высокотехнологичной продукции (см. “Ъ” от 8 октября).
Согласно документу, Минтранс также сообщил о целесообразности предоставления квоты Новосибирской области, но не всем производителям, как в Кузбассе, а только «Сибантрациту». Это предложение вошло в итоговые поручения, но размер квоты не указан. В июле Новосибирская область просила квоту на экспорт 10 млн тонн угля на восток и 20 млн тонн на северо-запад. В «Сибантраците» не ответили на запрос “Ъ”.
Остальные регионы, следует из поручений, поделят между собой объем, не превышающий квоты текущего года, но в разрезе конкретных предприятий.
Согласно исследованию NEFT Research, поддержка российского угольного экспорта, включая отмену экспортной пошлины и скидки РЖД, не сможет сделать его рентабельным. Даже при снижении убыточности поставок на 340–720 руб. за тонну, итоговый убыток достигает 4500 руб. за тонну. Основные факторы негативной рентабельности — падение мировых цен на уголь и рост расходов на логистику. Наибольший эффект может дать снижение ставок аренды полувагонов, что уменьшит убытки на 434–3700 руб. за тонну, а также субсидирование.
Особые меры поддержки направлены на экспорт в южные и северо-западные порты, так как Восточный полигон перегружен. В условиях низкой доходности, существенная поддержка угольной отрасли возможна лишь за счет прямого субсидирования. Росстат зафиксировал 4,9 млрд руб. убытков угольных компаний за 8 месяцев 2024 года, а предналоговый убыток составил 34 млрд руб. против прибыли прошлых лет.
Источник: www.kommersant.ru/doc/7283542?from=doc_lk
Объем реализации энергетического угля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) с начала 2024 года превысил 1 млн тонн, сообщила пресс-служба Минэнерго.
С февраля 2023 года общий объем реализованного энергетического угля на бирже превысил 1,2 млн тонн. Торги энергетическим углем начались на СПбМТСБ в феврале 2023 года. Всего за прошлый год было реализовано 262,6 тыс. тонн угля.
«Минэнерго высоко оценивает биржевую торговлю как инструмент обеспечения прозрачности рынка угля и формирования ценовых индикаторов, в создании которых крайне заинтересованы как производители, так и потребители, в том числе теплоснабжающие организации», — отметил министр энергетики РФ Сергей Цивилев.
Минэнерго, ФАС и СПбМТСБ работают над созданием национальной системы финансовых и рыночных индикаторов, которая будет использоваться для регулирования госзакупок, в том числе угольной продукции, говорится в сообщении.
tass.ru/ekonomika/22331317
Экспорт угля из России за январь-сентябрь 2024 года снизился на 14% год к году и составил 132,5 млн тонн. Поставки в Китай упали на 9,5% до 53,7 млн тонн, в Индию — на 23% до 20,1 млн тонн, а Турция уменьшила импорт на 35% до 15,3 млн тонн. Среди дальних стран-покупателей рост показал только Вьетнам, увеличив закупки почти в пять раз.
Основными причинами снижения эксперты называют сложности с вывозом угля на Восток и растущие логистические расходы. Российские железные дороги ограничивают квоты на перевозки, что затрудняет экспорт в страны Азии. Рост внутренних запасов угля и приоритет внутренних потребителей также сыграли роль.
По прогнозам, экспорт угля по итогам 2024 года снизится на 4–6% и составит около 200 млн тонн, а добыча уменьшится на 2–3% до 425–430 млн тонн.
Источник: www.vedomosti.ru/business/articles/2024/11/05/1072890-osnovnie-pokupateli-rossiiskogo-uglya-snizhayut-ego-import?from=newsline
На прошлой неделе Центр ценовых индексов (ЦЦИ) представил ежеквартальный отчет по мировому рынку угля. В нем эксперты отразили как общее состояние мировой экономики, ситуацию и ценообразование на рынке углей, так и нюансы транспортировки этого топлива, нетбэки на уголь и многое другое.
Цены на металлургический уголь в 3-м квартале опустились до локального ценового дна, однако в конце сентября произошел резкий скачок на 16%. Катализатором роста выступили объявленные руководством КНР меры поддержки экономики (подробнее о них мы писали раньше). Вместе с этим производство стали в Китае остается в отрицательной зоне на фоне проблем в секторе недвижимости.
Экспорт российского угля в 3 квартале продолжил снижаться, но темпы сокращения существенно замедлились. Объем экспортных отгрузок составил порядка 50 млн т – на 7% меньше, чем в 3 квартале прошлого года. Снижение экспорта угля связано с совокупностью причин: низкими ценами на уголь на мировых рынках, дорогой логистикой и ограниченными возможностях вывоза. При этом, по мнению ЦЦИ, именно снижение цен на уголь обострило вопросы логистики.
Минфин России предложил использовать котировки ценового агентства Argus для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь, согласно проекту изменений, разработанному ФАС. Новый механизм должен заработать с 1 января 2025 года и будет включать надбавку к налогу через коэффициенты Кан и Кэнрг для разных видов угля. В настоящее время НДПИ рассчитывается по адвалорной ставке, умноженной на коэффициент-дефлятор.
Однако Минфин выразил сомнения относительно использования внебиржевых индексов СПбМТСБ, так как 96% сделок составляют сделки между аффилированными лицами, что может привести к манипуляциям. При этом аргументируется, что данные Argus отражают мировые цены, что в условиях санкций может стать проблемой для российских угольщиков, вынужденных платить налог по завышенным ставкам.
Аналитики отмечают, что не существует адекватной альтернативы экспортным котировкам, и указанные индексы не являются репрезентативными для внутреннего рынка. Прогнозируемый доход от НДПИ в 2025 году составит 24 миллиарда рублей, что сопоставимо с показателями текущего года.
Экспорт угля из России за январь-сентябрь 2024 года снизился на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года, составив 147 млн тонн. Наибольшее падение произошло в южных портах, где поставки сократились на 56% до 10 млн тонн, и в северо-западных портах, снизившись на 15% до 38 млн тонн. На Дальнем Востоке, который остаётся основным экспортным направлением, падение составило лишь 1%, достигнув 83 млн тонн. Тем не менее, рост железнодорожных экспортных поставок на 40% не компенсирует падение морского экспорта.
Снижение рентабельности экспорта связано с низкими мировыми ценами на уголь и высокой стоимостью транспортировки по сети РЖД и через морские порты. Цены на уголь немного восстановились: в октябре они составили $99 за тонну на Дальнем Востоке, $86 в Тамани и $80 в Балтийском регионе, но всё равно остаются ниже уровней 2023 года. Эксперты отмечают высокую загруженность восточного железнодорожного коридора и ограниченные возможности для дальнейшего увеличения поставок на восток, что требует модернизации инфраструктуры для повышения экспорта в будущем.
По оценкам АЦ ТЭК, в 2024 году угольная отрасль стала убыточной впервые за последние годы, понеся убыток в 34 млрд руб. на фоне падения мировых цен и налоговых изъятий. За три года фискальные меры и отмена понижающих коэффициентов в тарифах ОАО РЖД привели к изъятию 500 млрд руб. у компаний, экспортная пошлина добавила еще 75 млрд руб. расходов.
Минэнерго разрабатывает меры поддержки, включая скидки на тарифы ОАО РЖД и продление соглашений на вывоз угля. Однако высокие логистические расходы и санкции, препятствующие поставкам оборудования, усложняют работу компаний. Прогнозируется снижение добычи угля до 425 млн тонн и экспорта ниже 200 млн тонн.
Источник: www.kommersant.ru/doc/7264977?from=doc_lk
Публичное акционерное общество «Распадская», созданное в 1973 году, на сегодняшний день является одной из крупнейших угольных компаний России. Добывает коксующийся уголь.
Ориентир экспортной цены Распада является hard coking coal (FOB Australia)
Фьючерс: www.cmegroup.com/trading/energy/coal/fob-australia-premium-hard-coking-coal-tsi.html
Данные: https://www.argusmedia.com/metals-platform/price/assessment/coking-coal-premium-hard-fob-australia-low-vol-swaps-month-1-PA00152330601
Внутренняя цена: https://spimex.com/markets/energo/indexes/territorial/ (Индекс OTID, марка OOGJ)
Фьючерс на Сингапурской бирже, с поставкой Китай: https://ru.tradingview.com/symbols/SGX-CCF1!/
Фьючерс на Сингапурской бирже, с поставкой Австралия: https://ru.tradingview.com/symbols/SGX-ACF1!/
ПАО «Распадская» – единый производственно-территориальный комплекс по добыче и обогащению угля, расположенный в Кемеровской области Российской Федерации. ПАО «Распадская» имеет лицензии на ведение горных работ на территории обширного угольного месторождения к юго-западу от Томусинского участка Кузнецкого угольного бассейна, который обеспечивает три четверти добычи коксующегося угля в России.