Дмитрий, Ну и темпы роста у них уже ниже 38% год к году при инфляции официальной в 10%, а реальной 20% (поэтому и ставку собираются поднимат...
Николай Иванов,
Схлопывание инвестпрограмм — ключевой тренд российской экономики 2024–2025 годов.
Крупные компании меняют свои инвестпрограммы из-за экономических факторов, таких как повышение ключевой ставки и увеличение налоговой нагрузки.
Компании сокращают расходы на инфраструктуру, модернизацию и поддержание технологического уровня. Так, например, «Транснефть» планирует к 2026 году сократить расходы на ведущие проекты, включая капитальный ремонт и реконструкцию объектов. Согласно инвестпрограмме «Транснефти», объём инвестиций на развитие трубопроводной системы, модернизацию и капитальный ремонт до 2029 года оценивается в 2,2 трлн рублей. Вероятно, она сократится вдвое.
Также «Ростелеком» сообщил о планах сократить затраты в сфере телекоммуникационных технологий в два раза в 2025 году.
Сбербанк сократил объемы инвестиций в инфраструктурные проекты и непрофильные направления, ориентируясь на оптимизацию расходов в условиях высоких ставок. А если «Аэрофлот» сократит инвестиции в новые хабы, это отразится на туризме, деловых связях и на всех отраслях, связанных с перемещением по стране.
Коррекция инвестиционной программы Сбера, произошедшая в 2023 году, в первую очередь затронула нефинансовый сектор, включающий IT, GPT-технологии и потребительские сервисы. Планировалось, что к 2030 году прибыль от этого сектора составит 30% от общего дохода компании. Уменьшение инвестиций в технологии может замедлить развитие ключевых секторов российской экономики.
Сокращение инвестиций в РЖД также может иметь серьезные последствия для страны. Железные дороги — важнейший элемент труда для пассажирских и грузовых перевозок, а также фактор стабильности транспортной системы. В условиях санкций свёртывание расширения БАМа равнозначно отсечению правой руки. Это сохранит «бутылочное горлышко» для экспортно-импортных потоков и будет способствовать росту стоимости логистики. В США при аналогичной ситуации, где недофинансирование инфраструктурных железнодорожных программ привело к перегрузке автомобильных и воздушных перевозок, возникли пробки, сокращение экономического роста и снижение её эффективности.
Также под сокращение могут попасть такие проекты, как подходы к портам северо-западного направления и подходы к морским хабам Азово-Черноморского бассейна.
В России, где развитие железнодорожной сети обеспечивает не только внутренние перевозки, но и развитие внешней торговли, отказ от инвестиций в подходы ограничивает возможности внешней торговли, повышает стоимость логистики и создает препятствия для экономического роста. Остановка этих проектов, безусловно, скажется и на угольной отрасли, а следом и на экономике угольных регионов, которые в этом году и без того сверстали бюджет с дефицитом. Напомним, что президент поручил поддержать угольную отрасль.
Есть инвестиции в деньги, а есть инвестиции в будущее страны. Инвестиции в деньги — это те, которые направлены на краткосрочные финансовые выгоды. Инвестиции в будущее страны — это долгосрочные вложения, которые направлены на развитие критически важных инфраструктурных, технологических и социальных секторов.
Эти вложения не дают мгновенного результата, но в перспективе они существенно способствуют росту экономики, повышению качества жизни и устойчивости государства.
Отказ от долгосрочных инвестиций может привести к проблемам на государственном уровне. Негативный макроэкономический эффект не заставит себя ждать. «Ростелеком», «Аэрофлот», РЖД, Сбер, «Транснефть», «Роснефть» и другие — это не просто участники рынка, а элементы системы, от которых зависит стабильность и развитие страны.