Заседание Правительства — о Программе развития угольной промышленности на период до 2035 года
Из стенограммы заседания Правительства:
С целью развития внутреннего рынка угольной продукции и укрепления позиций российских угольных компаний на мировом рынке угля предусматривается увеличение пропускной способности Восточного полигона, железных дорог, в том числе подходов к портам; обеспечение применения долгосрочных и предсказуемых параметров установления железнодорожных тарифов как до 2025 года, так и в последующий период; реализация проектов строительства и модернизация объектов угольной генерации в Сибири и на Дальнем Востоке (предусматривается построить 7 новых угольных теплоэлектростанций и модернизировать 12 действующих); расширение номенклатуры угольной продукции с высокими потребительскими свойствами, включая проработку проектов по производству из угля сжиженных газов и водорода.
Актуализированной программой предусматривается полное обеспечение потребностей внутреннего рынка в электроэнергетике – это 120 млн т, для нужд коксования в металлургии – 40 млн т, нужд ЖКХ, населения, аграрно-промышленного комплекса и прочих потребителей – ещё 45 млн т.
Объём экспорта российских углей прогнозируется увеличить с 220 млн т до 260 млн т по консервативному и до 390 млн – по оптимистичному варианту. Оба варианта предусматривают безусловное выполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации 30 сентября 2018 года.
Долгосрочная программа развития «РЖД», также до 2025 года, прежде всего в части расшивки узких мест Восточного полигона железных дорог – до 185 млн т перевозки экспортируемого угля в 2025 году, что полностью соответствует указу №204.
Долгосрочная программа, утверждённая в 2019 году, также соответствует развитию «Росморпорта». В результате снятия системных ограничений при транспортировке угольных грузов доля экспортных потоков угля на рынки стран АТР с сегодняшних 50 увеличится до 75%, а объёмы перевозки экспортируемого угля в восточном направлении уже к 2025 году достигнут 185 млн т.
Мы тесно взаимодействовали с «Российскими железными дорогами» при согласовании данных прогнозов. Экспортные поставки российского угля, полностью синхронизированные с провозными возможностями железнодорожной инфраструктуры, и темпы развития угольных терминалов в портах также позволят, даже с некоторым резервом, обеспечить планируемые объёмы перевалки экспортируемого угля, прежде всего в дальневосточных портах.
Что касается технологического развития угольной отрасли, предусматривается внедрение прогрессивных технологических схем, обеспечивающих повышение операционной эффективности предприятий. Продолжится начатая работа по цифровой трансформации отрасли, автоматизации и роботизации горных работ, внедрению технологий геоинформационного обеспечения и многофункциональных систем безопасности.
Предусмотрено создание центров цифровых компетенций, включая дальнейшее развитие функционала комплексов «Умная шахта», «Интеллектуальный карьер», «Интеллектуальный транспорт» и «Центры управления». В результате производительность оборудования на шахтах и разрезах планируется нарастить в 1,8 раза, а производительность труда занятых в основном производстве увеличится в 3–4 раза.
С целью повышения уровня промышленной безопасности и улучшения условий труда на шахтах, разрезах и обогатительных фабриках предусматривается актуализация требований к промышленной безопасности, внедрение систем государственного дистанционного мониторинга, применение риск-ориентированного подхода при организации контроля и надзора.
В качестве целевого ориентира принято снижение к 2035 году численности пострадавших при добыче угля в 4 раза.
И наконец, с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду от промышленной деятельности объектов угольной отрасли предусматривается реализация программ по обеспечению экологической безопасности, внесение изменений в нормативно-правовые акты в области нормирования качества сброса сточных вод в водные объекты, увеличение объёмов рекультивации нарушенных земель, строительство и модернизация угольных ТЭЦ с применением экологически чистых технологий.
В результате планируется значительно улучшить экологические показатели отрасли, в частности, уровень сброса загрязнённых сточных вод от общего объёма снизить в 2 раза.
В заключение хотел бы отметить, что в результате реализации мероприятий программы планируется дальнейшее повышение вклада угольной промышленности в экономику страны. Валовая добавленная стоимость вырастет в 1,5–2,5 раза в зависимости от вариантов, объём инвестиций к 2025 году составит более 1 трлн рублей, к 2035 году – 2,5–3,5 трлн рублей, вырастут налоговые поступления более чем в 1,5 раза, в оптимистичном варианте даже 2,6 раза.
Проект программы обсуждался в Правительстве. Были разногласия, были обсуждения на уровне вице-премьера Юрия Ивановича Борисова. Нас поддержал Минтранс. У нас остались разные взгляды на развитие угольной отрасли в период до 2035 года с Минэкономразвития. Тем не менее мы считаем, что те показатели, которые сегодня есть в программе (они дифференцированы между различными сценариями), позволяют нам полностью в период до 2025 года реализовать задачи, поставленные указом Президента и комплексной программой, утверждённой Правительством Российской Федерации, и обеспечить увеличение инвестиций, рост валового внутреннего продукта и вклада угольной отрасли в достижение национальных целей.