Число акций ао | 23 673 млн |
Номинал ао | 5 руб |
Тикер ао |
|
Капит-я | 3 872,7 млрд |
Выручка | 4 114,3 млрд |
EBITDA | 1 228,0 млрд |
Прибыль | 296,2 млрд |
Дивиденд ао | 0 |
P/E | 13,1 |
P/S | 0,9 |
P/BV | 0,2 |
EV/EBITDA | 7,5 |
Див.доход ао | 0,0% |
Газпром Календарь Акционеров | |
28/06 ГОСА в форме заочного голосования | |
Прошедшие события Добавить событие |
Магистральный газопровод «Сила Сибири», протяженностью около 3000 км, будет транспортировать газ Иркутского и Якутского центров газодобычи российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китай («восточный» маршрут). Экспортная производительность — 38 млрд куб. м в год. Строительство первого участка от Чаяндинского месторождения в Якутии до Благовещенска, протяженностью около 2200 км, началось в сентябре 2014 года. Второй этап подразумевает строительство участка от Ковыктинского месторождения в Иркутской области до Чаяндинского. Это около 800 км. На третьем этапе планируется расширение газотранспортных мощностей на участке от Чаяндинского месторождения до границы с Китаем. Стоимость строительства оценивалась в 800 млрд рублей, но может превысить 1 трлн руб. По заявлениям правления Газпрома, треть проекта будет готова к 2017 году. В следующем году планируется построить еще 600 км. Ранее начать поставки газа по восточному маршруту планировалось в 2019-2021 году.
«Турецкий поток» — будущий экспортный газопровод из России в Турцию через Черное море, протяженностью 900 км и совокупной мощностью 31,5 млрд куб. м. Проект призван заменить несостоявшийся «Южный поток», на который уже было потрачено, по некоторым оценкам, около $5 млрд. В настоящее время поставки в республику осуществляются по газопроводу «Голубой поток» и Трансбалканскому газопроводу. Первая нитка нового газопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Общая стоимость «Турецкого потока» изначально оценивалась в 11,4 млрд евро, что больше 700 млрд руб. по текущему курсу. В 2017 году Газпром планирует инвестировать в проект 41,92 млрд руб.
Несмотря на то, что Газпром на текущий момент имеет три очень крупных инвестиционных проекта по части транспортировки, есть также еще несколько в сфере добычи и переработки. Некоторый из них завершены, но могут потребовать расширения, модернизации и т. д. Ямальские месторождения (Бованенковское), Восточная программа (Ковыктинское, Чаяндинское месторождения, Камчатка), Сахалин 2/3, Владивосток СПГ, Балтийский СПГ(Газпром» и Shell уже подписали два соглашения по проекту), Терминал СПГ в Калининградской области и другие. Строительство Амурского газоперерабатывающего завода началось в октябре 2015 года. Запуск его должен быть синхронизирован с началом поставок газа в Китай по «Силе Сибири». В будущем может быть увеличена мощность газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». В той или иной мере каждый из этих проектов забирает, и будет забирать часть денежного ресурса.
Большая часть проектов также сосредоточена в станах ближнего и дальнего зарубежья. В рамках стратегии глобальной энергетической компании «Газпром» ведет разведку и добычу углеводородов во многих странах, включая Алжир, Боливию, Вьетнам. Германию, Ирак, Казахстан и многие другие. Часто работа идет в составе ассоциированных компаний. Инвестиционный процесс идет по мере реализации проектов.
Несмотря на громадную инвестиционную программу на многие годы вперед, есть еще несколько потенциально реализуемых проектов, о которых упоминали некоторые чиновники, политики и представители компании. Речь идет о так называемом газопроводе «Сила Сибири 2» или западном маршруте поставок в КНР.
Также на днях менеджмент заявил, что ведет переговоры с Китаем о поставках газа с Дальнего Востока, но для этого нужно достроить часть газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». В текущей инвестпрограмме этих проектов нет.
Также стоит отметить потенциально возможный газопровод в Японию. Улучшение отношений Москвы и Токио увеличивает шансы на проработку этого проекта и его закладку в будущие инвестпрограммы.
Отдельно стоит сказать о заявлениях членов правления на счет поставок трубопроводного газа в Индию. Варианты уже направленны местному правительству. Среди них есть предложения поставки как из Ирана, так и из России. В Иране Газпром может получить доступ к разработке четырёх месторождений — Farzad-А, Farzad-B, Северный Парс и Kish. В любом случае все это капитальные затраты.
Обобщая все вышеизложенное, нет необходимости говорить об огромном масштабе инвестпрограммы Газпрома. Это очевидно. Вместе с тем, стремление выхода на новые рынки, по большей части в азиатском направлении, в долгосрочной перспективе должно позитивно сказаться на финансовом положении компании. Ожидания от рынка газа пока в целом оптимистичные. Его доля в мировом энергопотреблении будет расти за счет сокращения угля, некоторых нефтепродуктов и роста мировой экономики в целом. Как сильно расти, зависит от многих факторов.
Однако здесь есть важный момент. У каждого проекта есть срок исполнения и окупаемости. Хотя точные аккумулированные данные по проектам найти достаточно сложно, даже оценочный взгляд, основанный в том числе на истории, предполагает период окупаемости в долгие годы. На мой взгляд, есть большой риск того, что за следующие десятилетия возобновляемые источники энергии могут серьезно потеснить ископаемое топливо, в том числе и будущую долю газа на рынке. Может и не в ближайшие 5-10 лет, но с несколько более далеким горизонтом. Об этом в частности намекает текущая тенденция развития зеленых технологий и потребления газа.
Потребление природного газа
Доля солнечной и ветровой энергетики
Даже если это произойдет не в самом драматичном варианте, цена на газ вряд ли позволит существенно сократить сроки окупаемости многих проектов. Также стоит отметить, что приведенный выше довод, не включает в себя вероятность осуществления гигантского скачка в науке и технике в плане производства и потребления энергии, который, безусловно, имеет ненулевую вероятность. Учитывая все эти моменты, есть риски того, что ряд текущих и будущих инвестпроектов могут не окупиться.
Константин Карпов
БКС Экспресс
Говоря об инвестиционных проектах Газпрома, стоит отметить не только магистральные газопроводы «Сила Сибири», «Северный поток 2» и «Турецкий поток», призванных увеличить объем экспортных поставок, но и проекты — «Бованенково — Ухта — 2», «Ухта — Торжок — 2». Эти два маршрута предназначены для транспортировки газа с полуострова Ямал. В 2017 году на капитальное строительство планируется направить более 625 млрд рублей. В целом одобренная советом директоров инвестиционная программа на текущий год может составить 910,67 млрд рублей. Учитывая практику прошлых лет, затраты могут вырасти. В 2016 году она составила примерно 1 трлн рублей, хотя изначально планировалось потратить лишь 820 млрд. В 2015 году инвестиции составили более 1 трлн рублей. В октябре того же года программа была пересмотрена в сторону увеличения на 24%. Так на что же Газпром тратит такие деньги, и какие еще потенциальные проекты на повестке?
Магистральные газопроводы «Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2» предназначены для транспортировки газа с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения России. Газпром формирует на Ямале принципиально новый центр газодобычи, который в перспективе станет одним из основных для развития отечественной газовой промышленности. В настоящее время добыча газа на полуострове ведется на самом крупном ямальском месторождении — Бованенковском. Протяженность каждого газопровода — около 1200 км (с учетом резервных ниток подводных переходов). Суммарная проектная производительность двух газопроводов равна 115 млрд куб. м в год. Первая нитка была полностью введена в эксплуатацию в 2013-2014 годах. Строительство второй нитки началось в 2012 году, в 2017 газопровод был введен в эксплуатацию. В ценах начала 2008 года стоимость обоих веток планировалась 989,8 млрд рублей, но по мере реализации проекта она многократно пересматривалась в сторону увеличения.
Магистральные газопроводы «Ухта — Торжок» и «Ухта — Торжок — 2» имеют ключевое значение в транспортировке газа от полуострова Ямал до Финского залива. Они предназначены для доставки дополнительных объемов топлива на Северо-Запад России для газоснабжения и газификации российских потребителей, а также поставок на экспорт.
Протяженность каждого газопровода — около 970 км. Строительство газопровода «Ухта – Торжок» началось в 2011 году. В эксплуатацию введен в 2013 году. Строительство газопровода «Ухта — Торжок – 2» началось в октябре 2015 года. Планируется окончание строительства до конца 2019 г. По приблизительным оценкам в 2015 году в проект нужно было вложить от 140 до 180 млрд рублей инвестиций.
«Северный поток — 2» — новый экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море. Он, также как и действующий «Северный поток», напрямую свяжет Газпром и европейских потребителей. Точкой входа газопровода «Северный поток — 2» в Балтийское море станет район Усть-Луги Ленинградской области, далее газопровод пройдет по дну Балтийского моря и выйдет на территории Германии в районе Грайфсвальда, недалеко от точки выхода «Северного потока». По сути, это расширение мощности уже существующего канала. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока — 2» — 55 млрд куб. м газа в год. Суммарная проектная мощность «Северного потока» и «Северного потока — 2» составляет 110 млрд куб. м газа в год. Планируется, что новый проект будет введен в эксплуатацию до конца 2019 года. Оценочная стоимость, включающая затраты на финансирование 9,9 млрд евро (примерно 620 млрд рублей). Пять европейских компаний согласились предоставить долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта.
Oсновная цель новых санкций — отрезать проекты Газпрома от финансирования.
Сенат США одобрил новые санкции против России.
За — 97,
против — 2.
Если я правильно понял текст новых санкций, их основная цель — отрезать проекты Газпрома от финансирования.
Факты Без Комментариев®
Ну все, санкции стрельнули, теперь можно расти. Жаль по Газпрому ничего нет. В проекте был запрет на участие в постройке трубопроводов, дороже $1 млн. — вот бы ввели, это какое подспорье для акционеров!))Санкции в случае их принятия могут коснуться горнодобывающей, металлургической отраслей российской экономики, а также проектов в сфере железнодорожного транспорта и судостроения.