Импорт монгольского коксующегося угля (который на 20% дешевле российского и вдвое австралийского) в Китай будет расти по мере улучшения транспортного сообщения.
January 12, 202410:44 AM GMT+3
BEIJING/SINGAPORE, Jan 12 (Reuters) — Импорт монгольского коксующегося угля в Китай может вырасти до рекордного уровня в 2024 году после более чем двукратного роста в 2023 году благодаря улучшению транспортного сообщения и снижению его цены по сравнению с внутренними и международными поставками, сообщили трейдеры и горнодобывающие компании.
Китай является крупнейшим в мире производителем стали и импортером угля, и переход к обильным поставкам из Монголии может произойти за счет австралийского импорта сталелитейного ингредиента. Австралия, вторая по величине в мире компания по добыче коксующегося угля, была крупнейшим поставщиком Китая до дипломатического спора 2020 года.
В этом году импорт коксующегося угля из Монголии, не имеющей выхода к морю, может вырасти более чем на 10%, поскольку недавно расширенное дорожное сообщение позволит увеличить движение грузовиков, подсчитал пекинский менеджер по торговле углем. Китай импортирует монгольский уголь в основном грузовиками через семь портов вдоль границы, которая простирается более чем на 4600 км (2858 миль).
Пекин и Улан-Батор упростили таможенное оформление, чтобы поддержать импорт угля, которому мешают узкие места в транспортировке, сообщили несколько китайских угольных трейдеров. В наземных портах было добавлено больше полос для грузовиков, и сотрудников таможни попросили ускорить проверку документов, в то время как автоматизированные транспортные средства используются для перемещения угля через границу на склады на китайской стороне, сказал исполнительный директор в Пекине.
«Расширение торговли в значительной степени обусловлено правительствами двух стран», — сказал высокопоставленный китайский угольный дилер из Сингапура.
«Во время австралийского запрета на уголь китайское правительство рассматривало Монголию как потенциальную замену и с тех пор работает над улучшением транспортного сообщения», — сказал трейдер.
Импорт коксующегося угля в Австралию резко упал, когда Пекин ввел неофициальный запрет на некоторые сырьевые товары после того, как Канберра призвала к расследованию происхождения пандемии COVID-19, хотя торговля возобновилась в прошлом году по мере потепления отношений.
Чтобы поддержать монгольский импорт, власти китайского приграничного города Ганьцимаоду, через который поступает почти 60% монгольского коксующегося угля Китая, инвестировали 40 млн юаней ($5,58 млн) в 2023 году в улучшение инфраструктуры, сообщают китайские государственные СМИ.
В результате, в первую неделю декабря в среднем 1136 грузовиков пересекали границу Ганьцимаоду каждый день, показали данные Haitong Securities, что на 39% больше, чем годом ранее.
БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЙ МОНГОЛЬСКИЙ УГОЛЬ
По словам аналитиков, снижение маржи китайских сталелитейщиков, вызванное спадом в секторе недвижимости Китая, повысило спрос на более дешевый монгольский уголь.
«Как китайский внутренний, так и другие крупные международные коксующиеся угли недоступны китайским сталелитейным заводам, которые изо всех сил пытаются свести концы с концами», — сказал Саймон Ву, консультант Wood Mackenzie.
Монгольский коксующийся уголь в прошлом году импортировался в среднем по цене 974 юаня ($135,98) за тонну, что примерно на 20% ниже российского угля и вдвое ниже стоимости австралийского угля, показывает анализ китайских таможенных данных, проведенный Reuters.
По оценкам трейдеров, импорт Китаем монгольского коксующегося угля в прошлом году, вероятно, превысил 50 миллионов метрических тонн, удвоив уровень 2022 года и затмив 2,3 миллиона тонн, импортированных из Австралии, зарегистрированных китайской таможней за 11 месяцев 2023 года.
Импортный бум способствовал росту акций крупнейшего монгольского производителя Tavan Tolgoi JSC (TTL. MNE) более чем в два раза с начала 2023 года, а акции Mongolian Mining Corp. (MMC) (0975.HK), котирующейся на Гонконгской фондовой бирже, выросли более чем в три раза за тот же период.
MMC, имеющая две шахты на юге Гоби, рассчитывает работать почти на полную мощность в этом году, что соответствует 1,6-1,7 млн тонн коксующегося угля, которые она отгружала в Китай каждый квартал в 2023 году, сообщил Reuters генеральный директор Battsengel Gotov.
В 2022 году Монголия завершила строительство железнодорожной линии мощностью от 30 до 50 миллионов тонн в год от Таван-Толгоя до города Гашуун-Сухайт, через границу от Ганькимаоду, но она не была связана с железнодорожной сетью Китая.
«Следующей важной задачей станет завершение трансграничных железнодорожных взаимосвязей», – отметил Battsengel Gotov из Mongolian Mining Corp.
Ожидается, что новые железнодорожные линии увеличат объем железнодорожных экспортных грузов Монголии всех видов товаров с 8,2 млн тонн в 2023 году до 80 млн тонн к 2030 году, согласно данным, приведенным китайской газетой «Жэньминь жибао» в декабре.
www.reuters.com/markets/commodities/chinas-imports-mongolian-coal-set-rise-transport-improves-2024-01-11/