Минфин определил минимально допустимые для бюджета 2023-2025г гг. цену нефти Urals и объем добычи.
30 сентября, 2022
Минфин спрогнозировал доходы бюджета в зависимости от конъюнктуры на нефтегазовом рынке. Сценарии с различными сочетаниями цены нефти и объема добычи представлены в проекте Основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2023–2025 гг. Минфин анализирует широкий диапазон – от $30 до $100 за 1 барр. Urals, от 7 млн до 11 млн барр./сутки по объему добычи. Сценарии подготовлены «в условиях 2025 г.», а оценка равновесного курса рубля произведена с учетом операций в рамках бюджетного правила (предусматривает интервенции для ослабления либо укрепления национальной валюты).
При наиболее негативном варианте развития событий – падении цены до $30 и добычи до 7 млн барр./сутки – Минфин ожидает снижения нефтегазовых доходов до 2,9 трлн руб. В бюджетном прогнозе на 2025 г. ведомство предполагает, что эти поступления составят 8,5 трлн руб. При наиболее позитивном – росте стоимости Urals до $100 и объема добычи до 11 млн барр./cутки – нефтегазовые поступления составят 12,9 трлн руб.
Минимально приемлемая цена, с точки зрения Минфина, $50 за 1 барр. Urals. Но такое значение в целом допустимо для бюджета лишь при условии максимальной добычи в 11 млн барр./сутки.
При таком сочетании доходы составят 7,5 трлн руб. При более низких объемах доходы начинают опускаться в красную зону – например, при цене в $50 и снижении добычи до 10,5 млн барр./сутки они опустятся до 7,2 трлн руб.
Минимальная добыча, сравнительно комфортная для бюджета, – 7,5 млн барр./сутки. Но при таких объемах цена должна быть не ниже $100 за 1 барр. Доходы в таком сценарии ожидаются на уровне 7,8 трлн руб. Снижение цены до $95 с сохранением добычи в 7,5 млн барр./сутки приводит к сокращению поступлений до 7,2 трлн руб.
Сценарный анализ моделирует объем нефтегазовых доходов федерального бюджета при разных ценах на нефть и объемах ее добычи, отметил представитель Минфина. При этом там не оценивается вероятность каждого отдельного варианта, уточнил он. Прогноз в 8 трлн руб. соответствует диапазону умеренно консервативных сценариев развития внешних условий на средне- и долгосрочном горизонте и стабильному реальному курсу рубля.
Базовые нефтегазовые доходы бюджета (условная величина, которая определяет минимальный уровень расходов) на всю следующую трехлетку зафиксированы на уровне 8 трлн руб. Раньше этот показатель был динамичным: он определялся ценой отсечения нефти (на этот год она должна была составить $44,2 за 1 барр.) и прогнозным объемом добычи. Но теперь Минфин решил перейти к константе – из-за «снижения предсказуемости не только ценовой конъюнктуры на продукты отечественного нефтегазового экспорта, но и показателей добычи и экспорта энергоресурсов в условиях давления западных стран», поясняется в Основных направлениях. Величина базовых нефтегазовых доходов в 8 трлн руб. соответствует «диапазону умеренно консервативных сценариев развития внешних условий на среднедолгосрочном горизонте и стабильному уровню реального курса национальной валюты», уточняется в документе. Этот показатель сверстан из цены Urals в $62–63 за 1 барр., говорил ранее министр финансов Антон Силуанов. Это условная «цена отсечения по новому бюджетному правилу», уточнял он. Согласно сценариям Минфина, такая цена дает сумму в размере около 8 трлн руб. при добыче 10–10,5 млн барр./сутки.
По последним данным Минфина, средняя цена на Urals в августе этого года сложилась в размере $74,73 за 1 барр. За восемь месяцев ее стоимость составила $82,13. Добыча в августе, по расчетам «Ведомостей», составила 10,6 млн барр./сутки.
Минэк в базовом варианте макроэкономического прогноза ожидает средней стоимости Urals в $80, $70,1, $67,5 и $65 за 1 барр. в 2022–2025 гг. В 2022 г. объем добычи нефти оценивается в 515 млн т, в 2023 г. – в 490 млн т. Стабилизация показателя ожидается в 2024 г. и предусматривает рост на 1%. В прогноз Минэка заложены действующие ограничения экспорта российской нефти, но также и переориентация транспортных потоков на другие рынки сбыта.
Какими будут цены
В начале июня страны ЕС согласовали шестой пакет санкций, в который вошел запрет на морские поставки нефти и нефтепродуктов из России. Эмбарго вступит в силу 5 декабря 2022 г. и 5 февраля 2023 г. соответственно. Санкции пока не касаются поставок нефти по трубопроводу «Дружба». Речь идет об ограничении цен именно на морские поставки нефти из России.
В начале сентября 2022 г. после нескольких месяцев бурных дискуссий министры финансов стран «семерки» (G7 – Франция, США, Великобритания, Германия, Япония, Италия и Канада) принципиально согласовали введение потолка цен на нефть из России. Какова будет планка отсечения, пока не ясно. По замыслу G7 ее должен определять картель покупателей на основании «ряда технических факторов» (каких именно, не пояснялось). Все, кто присоединится к потолку, должны будут покупать нефть по этой цене или дешевле.
7 сентября президент России Владимир Путин на ВЭФ-2022 заявил, что российские компании не будут поставлять нефть и другие энергоресурсы на навязанных и невыгодных для себя условиях. Это означает, что в случае введения потолка цен предложение российского сырья сократится, а цены могут вырасти.
Нефтяные аналитики ожидают роста цен к концу года до $100. Цена Brent поднимется чуть выше $99 за 1 барр. в IV квартале, свидетельствуют данные опроса, проведенного The Wall Street Journal. 13 сентября JPMorgan прогнозировал, что в ближайшие месяцы биржевые цены на нефть будут расти «вплоть до $150 за 1 барр.». По прогнозам директора аналитического департамента ИК «Регион» Валерия Вайсберга, во II квартале 2023 г. «есть риск, что цены превысят $110–120 за 1 барр.». В июле крайне негативные прогнозы на этот счет давали аналитики JPMorgan: они прогнозировали, что в случае сокращения добычи нефти в РФ на 5 млн барр./сутки мировые цены на нефть могут достигнуть $380 за 1 барр.
На пике в марте стоимость Brent превышала $130 за 1 барр. В конце августа цена снизилась до $102. 29 сентября баррель нефти Brent котировался по $88.
Что дают расчеты Минфина
Минфин прогнозирует влияние разных сценариев на 2025 г., поскольку в его планах полностью возобновить к этому моменту действие бюджетного правила, тогда как 2023–2024 гг. будут переходным периодом, полагает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Своими расчетами ведомство пытается доказать, что оценка базовых нефтегазовых доходов выбрана верно, добавил он. Действительно, для стабилизации федерального бюджета фактические нефтегазовые доходы должны быть в среднем около базовых, согласился он. Но за последние 15 лет Россия в среднем добывала 10,5 млн барр./сутки, а средняя цена нефти была порядка $75, напомнил он. Это соответствует доходам бюджета в районе 10 трлн руб., что свидетельствует о том, что параметры бюджетного правила выбраны скорее с традиционным консервативным креном, отметил Исаков.
Главная польза от анализа нефтегазовых бюджетных доходов в том, что это дает примерные варианты расчета бюджетной сбалансированности, считает заведующий лабораторией «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков» РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Домащенко. В рамках этого анализа наиболее негативные сценарии возможны при полном нефтяном эмбарго со стороны внешнеэкономических партнеров России и погружении мира в глубокую рецессию, отмечает он.
www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/09/30/943197-minfin-opredelil-tsenu-nefti-i-obem