Guangzhou Futures Exchange (GFEX) планирует в ближайшее время запустить торги фьючерсами на платину и палладий, номинированные в юанях. Вроде бы в ее намерении нет ничего особенного, тем не менее стоит обратить на ряд важных моментов.
Появилась GFEX сравнительно недавно, в 2021 году, и, будучи фактически региональной биржей, специализируется на операциях с сырьевыми товарами, связанными с «зеленой» экономикой и энергетическим переходом. В 2022 году на ней стартовали сделки по купле-продаже кремния, в 2023 году – карбоната лития.
Фьючерсы на платину и палладий будут ежемесячными, их товарными формами станут слитки и губка и в этом кроется их коренное отличие от контрактов, продаваемых на London Bullion Market Association (на ее площадке разрешены лишь операции со слитками). Таким образом, будет стимулироваться внимание к ним не только со стороны частных инвесторов и ювелирных компаний, но и автоконцернов из Китая и иных стран мира.
Последние постепенно расширяют заказы на палладий, необходимый им для увеличения выпуска гибридных машин взамен наращивания производства электромобилей (из-за их высокой стоимости и недостаточных темпов создания зарядной инфраструктуры).
В текущем году дефицит палладия на мировом рынке может составить 1,3 млн тройских унций, в следующем — 0,2 млн тройских унций, сообщается в прогнозе World Platinum Investment Council.
Как следует из него, добыча руд, содержащих палладий, в 2024 году может снизиться на 6,3% до 6,1 млн тройских унций, причем ее спад вероятен в ЮАР, Зимбабве, США и Канаде. Рециклинг же, наоборот, прибавит оборотов — на 5,9% до 2,6 млн тройских унций, тем не менее он не сможет компенсировать уменьшение добычи рудного сырье и в результате предложение металла на глобальном рынке может сократиться на 2,9% до 8,7 млн тройских унций.
Спрос на палладий тоже снизиться, хотя и не драматично — всего лишь на 3,2% до 10 млн тройских унций. Причем потребление палладия в автомобилестроении особо-то и не изменится, составив в 2024 году 8,4 млн тройских унций.
Интересно, что World Platinum Investment Council достаточно позитивно настроен относительно будущего автомобилей, использующих палладиевые катализаторы. Согласно его оценке, выпуск машин с двигателями внутреннего сгорания, конечно, будет падать в долгосрочной перспективе, зато будет расти производство гибридных автомобилей. Таким образом, выпуск машин с палладиевыми катализаторами в ближайшие несколько лет останется стабильными, поддерживая потребление металла.
Аксиально-хиральные анилиды являются малоизученным и в определенной степени загадочным классом органических соединений, имеющим большой потенциал для применения в различных областях. Например, они могут быть использованы в качестве биологических катализаторов, облегчающих протекание химических реакций и за счет этого увеличивающих их скорость. Подобные биологические катализаторы могут быть задействованы для получения лекарств и средств для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
Также аксиально-хиральные анилиды могут выступать в качестве биологически активных каркасов, обеспечивающих регенерацию тканей человека при различных повреждениях и ранах и тем самым не допускающих образование рубцов. И, наконец, у них есть хорошие перспективы для применения в виде функциональных материалов.
Несмотря на наличие ценных свойств, слабое место аксиально-хиральные анилидов — серьезные трудности с их получением в объемах, приемлемых для массового использования. Последние же исследования китайских ученых выявили возможности для синтеза данных соединений с помощью палладиевых катализаторов.
В текущем году дефицит палладия на глобальном рынке может достигнуть 0,9 млн тройских унций, что более чем в два раза выше ранее ожидавшегося уровня в 0,4 млн тройских унций. В 2025 году он может составить 0,3 млн тройских унций, сообщается в новом обзоре «Норильского никеля», посвященного выпускаемым им цветным и драгоценным металлам.
Согласно оценкам специалистов «Норильского никеля», спрос на палладий в автомобилестроении (его ключевой области потребления) в 2024 году останется неизменным. Подобное положение дел обусловлено торможением роста производства и продаж электромобилей на фоне их смещения в сторону гибридных машин, в которых палладия используется значительно больше по сравнению с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. Одновременно на мировом рынке расширяется реализация электромобилей, имеющих увеличенный запас хода благодаря наличию двигателей внутреннего сгорания, применяемых помимо всего прочего для зарядки аккумуляторов.
Также заметно падение выпуска палладия за пределами России.
другие идеи смотри в моём telegram:
t.me/gradalissplash
Интересный факт зафиксировал британский аналитический центр Ember: в 2023 году доля возобновляемых источников в мировой выработке электроэнергии превысила 30%.
Как следует из его отчета, солнечная генерация электроэнергии подскочила на 23%, ветровая – на 10%, тогда как ее выработка за счет сжигания традиционных видов топлива (угля и природного газа) — всего лишь на 0,8%, гидрогенерация снизилась на 0,6%.
Из данных показателей можно спрогнозировать важный тренд — доля солнечной энергетики в структуре глобальном выработки электроэнергии, несомненно, будет расти в будущем. Согласно отчету Ember, в минувшем году она составила 5,5% (для сравнения, в 2015 году — 1,1%), главным образом, благодаря Китаю, активно строящему солнечные электростанции, быстро обгоняя США. В дальнейшем она будет увеличиваться с перспективой выхода на 10% в 2030 году.
Ожидания Ember перекликаются с прогнозом BloombergNEF, допускающим расширение мощностей солнечных электростанций в горизонте нынешнего десятилетия с ошеломляющими темпами: в 2023 году они увеличились на 444 ГВт, в 2024 году могут вырасти на 574 ГВт, в 2030 году могут разогнаться до 880 ГВт, выйдя в результате на совокупную величину 6-7 ТВт.
В текущем году дефицит палладия на мировом рынке составит 358 тыс. тройских унций, сократившись почти в три раза по сравнению с 2023 годом, когда он достигал 1,017 млн тройских унций, прогнозирует британская компания Johnson Matthey, занимающаяся разработкой и производством катализаторов из платиновых металлов для нужд различных отраслей промышленности.
Cогласно ее отчету, в 2024 году поставки первичного палладия на глобальный рынок могут уменьшиться на 1,4% до 6,454 млн тройских унций, вторичного, наоборот, способны подрасти примерно на 4% до 2,919 млн тройских унций. В результате суммарное предложение палладия может подняться на ничтожные 0,2% до 9,373 млн тройских унций.
В то же время спрос на палладий на мировом рынке упадет на 6% до 9,371 млн тройских унций. Из его общего объема потребления палладия в автомобилестроении может сократиться на 6,9% до 8,145 млн тройских унций, в химии – на 1,4% до 535 тыс. тройских унций. Зато в электронике и электротехнике оно увеличится на 2,5% до 524 тыс. тройских унций, в области мониторинга и охраны окружающей среды — на 3,7% до 140 тыс. тройских унций.
Ралли в золоте сошло на нет, зато в других драгоценных активах, прежде всего, в платиноидах — оно толком не начиналось. Сравним два главных металла этой группы, проведем анализ цен и базовых прогнозов по ним.
Оживление спроса на рынке драгметаллов наблюдается с осени 2023 года. С октября золото и серебро прибавили около 30% в долларах и до 20% в рублях, в то время как платина лишь 10% и почти 0% соответственно.
Это отставание сохраняется уже не первый год, но при этом платина часто следует за остальными драгметаллами. График её цены во многом напоминает график золота с поправкой на то, что откаты вниз у неё случаются чаще.
У него в динамике нет такой явной связи с золотом и серебром, как у платины, зато есть заметная корреляция с самой платиной. Палладий шире используется в промышленности и может падать одновременно с другими цветными металлами.
«Норникель» до конца 2030 года намерен инвестировать для защиты окружающей среды около $100 млн в разработку инновационных способов применения палладия, говорится в сообщении, опубликованном в Telegram-канале компании.
«Почти половина мировых выбросов углекислого газа приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион. Из-за этого проблема глобального потепления стоит здесь острее, чем в других частях мира. Для защиты окружающей среды „Норникель“ до конца 2030 года инвестирует около $100 млн в разработку инновационных способов применения палладия», — говорится в сообщении компании.
В «Норникеле» отметили, что палладий можно применять в зеленой энергетике для снижения объемов вредных выбросов в атмосферу. «Палладий — один из критически важных минералов будущего. Одна из сфер его применения — проекты водородной и солнечной энергетики. В водородной энергетике катализаторы на базе палладия повышают эффективность на каждом этапе производства. В солнечной энергетике халькогенид палладия можно использовать в качестве высокоэффективного фотоэлемента», — приводятся в сообщении слова руководителя центра палладиевых технологий «Норникеля» Дмитрия Изотова.
Цены на палладий на глобальном рынке уже несколько недель колеблются возле отметки 1 тыс. долларов за тройскую унцию. В принципе данную ситуацию можно считать позитивной, поскольку в феврале был зафиксировано многолетний минимум в 867 долларов за тройскую унцию.
Однако по сравнению с маем 2021 года, когда стоимость палладия перевалила за 2,8 тыс. долларов за тройскую унцию, и мартом 2022 года, отметившимся максимумом в размере 2,949 тыс. долларов за тройскую унцию, положение дел представляется невеселым.
Поводов для оптимизма действительно мало: в 2023 году мировой рынок палладия столкнулся со спадом спроса на него со стороны глобального автомобилестроения (оно является ключевой областью потребления данного драгоценного металла наряду с выпуском катализаторов для переработки нефти и органической химии, ювелирных украшений, электроникой, медициной), обусловленным уменьшением объемов производства легковых и грузовых машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, и ростом выпуска электромобилей. В подобных условиях производители транспортных средств и катализаторов пошли на распродажу складских запасов палладия.
Начнем с никеля — цены после падения стабилизировались в районе $16 000 за тонну, в последние дни отжимается ото дна
После китайского Нового года присутствуют признаки возобновления спроса, возникающие в цепочке поставок электромобилей (EV)(никель является важным минералом для аккумуляторов электромобилей)
Аккумуляторы для электромобилей — наибольший спрос на никель в последние годы, но помимо этого — производство нержавеющей стали, спрос на которую в Китае вырос на 13% в 2023 году.
Заморозка производств в Австралии помогает, но давит Индонезия, писал про это как то: smart-lab.ru/blog/985628.php
Поэтому сильного роста в никеле не жду, 20000 баксов за тонну допускаю.
Теперь палладий, 10 летний график сначала:
Мировые цены на палладий находятся в настоящее время в районе 1,040 тыс. долларов за тройскую унцию. Это весьма низкий уровень по сравнению с двумя многолетними максимумами, зафиксированными в мае 2021-го и в марте 2022 года: тогда стоимость палладия достигала 2,851 и 2,949 тыс. долларов за тройскую унцию.
Причинами сильного снижения цен на палладий считается его замена платиной в катализаторах машин и увеличение выпуска электромобилей, не нуждающихся в применении данного драгоценного металла. Возможно, так оно и есть, однако сейчас складываются предпосылки для смены курса цен на палладий в направлении подъема.
Прежде всего, они связаны с глобальным автомобилестроением: по итогам минувшего года оно расширило потребление платины на 16% до 3,272 млн тройских унций. Уменьшилась добыча ее добыча в ЮАР, США и Канаде. Как следствие, на мировом рынке сформировался дефицит платины в количестве 878 тыс. тройских унций и сохранится он может до 2028 года.
В то же время сократилась добыча палладия и опять-таки в тех же самых странах – в ЮАР, США и Канаде.
Ещё больше интересных наблюдений и аналитики — в моем телеграм-канале.
Видно, что мы находимся почти на самом дне за пятилетку. Причем в апреле 2021 цена палладия взлетала до $3000 за унцию.
🚀А исторический максимум был зафиксирован в начале марта 2022 года – $3440 за унцию. Тогда на рынке были опасения, что Россия обрубит поставки драгметалла на мировой рынок после начала CBO.
В 2023 году падение цен усилил переход автопроизводителей на электрокары, в результате чего они выбирают более дешевую платину для своих автокатализаторов, говорится в сообщении Reuters. Давление на цены также оказывает ожидание профицита палладия на рынке в 2024 году на фоне перехода на электромобили.