Криптовалюта Facebook еще не запущена, но уже обесценилась.
15.10.2019
Криптовалюту всегда было трудно продать – и особенно в случае Facebook.
Социальная сеть приложила большие усилия, чтобы избежать статуса собственника. Когда в июне Facebook официально анонсировала запуск либры, она также планировала создать филиал Calibra, который должен был управлять проектом с помощью различных партнеров, чтобы обеспечить «разделение социальной и финансовой информации». Это было необходимым шагом, так как последние два года Facebook сотрясали скандалы, связанные с некорректным использованием данных, которые она собирает с 2,7 млрд человек, пользующихся одной из ее платформ ежемесячно.
Дальнейшей попыткой Facebook дистанцироваться от либры стала Ассоциация Libra, которая, согласно ее проектному документу, является «независимой, некоммерческой членской организацией». В эту группу вошли такие традиционные платежные сети, как Visa, Mastercard и PayPal, а также еще несколько крупных технологических и телекоммуникационных компаний, некоммерческих организаций и венчурных фирм. Ассоциация должна была базироваться в швейцарской Женеве – историческом и респектабельном банковском центре, расположенном как можно дальше от штаб-квартиры Facebook в Калифорнии.
Однако этого было недостаточно. Либра с самого начала прочно ассоциировалась с Facebook, как показало беспрецедентное внимание к этому начинанию, которое было бы очень амбициозным даже для компании с безупречной репутацией. Дэвид Маркус, топ-менеджер Facebook, отвечающий за проект, предстал перед конгрессом США всего через месяц после того, как компания анонсировала запуск либры. Регуляторное давление коснулось даже партнеров Facebook, поскольку законодатели настаивали, что многие сторонники проекта должны отказаться от участия в нем.
Результат был предсказуем: к полудню понедельника проект покинули семь партнеров, включая Mastercard, Visa и PayPal.
Уход из проекта организаций, занимающихся оказанием финансовых услуг, может особенно четко сигнализировать о начале конца либры. Как отметили ранее в этом месяце аналитики MoffettNathanson Лиза Эллис и Майкл Нэтансон, без поддержки со стороны крупных платежных сетей, а также без их «необходимого, глубокого опыта в сфере платежей, надежных платежных брендов, повсеместной распространенности и систем расчетов, а также без их отношений со всеми крупными финансовыми организациями, правительствами и регуляторами по всему миру» этот проект, вероятно, будет обречен. Иными словами, они обладают всем, чего нет у Facebook и что необходимо ей для успешного запуска либры.
Аналитики справедливо указывают, что этот проект, вероятно, встретил настолько активное сопротивление из-за «запятнанной репутации» Facebook в глазах регуляторов. Однако сама компания пока не говорит о своем фиаско. Маркус в Twitter назвал новости об уходе партнеров «освобождением». По его мнению, проект «стоящий, судя по тому, какое давление на него оказывают».
И хотя никто не ожидал, что запустить либру будет легко, многие аналитики и инвесторы изначально думали, что она позволит Facebook диверсифицироваться за пределы ее традиционного рекламного бизнеса, который все чаще критикуют за некорректное обращение с данными пользователей. За месяц, прошедший после анонса либры, акции Facebook выросли на 7%. Однако большинство наблюдателей полагали, что ключом к успеху станут надежные партнеры. Facebook собиралась запустить либру в 1-м полугодии 2020 года и надеялась, что к этому моменту количество членов ассоциации достигнет примерно 100. На данный момент их всего 21, и запустить новую криптовалюту будет трудно.
Похоже, что настоящих друзей у социальной сети с миллиардами пользователей немного.