«Крайне важно обеспечить гарантированное устойчивое функционирование воздушного транспорта России на долгосрочную перспективу на базе современной и надежной отечественной авиатехники». Там напомнили, что в середине 2022 года были приняты решения завершить сертификацию SSJ100 с двигателями ПД-8 в декабре 2023 года, МС-21 с ПД-14 — в декабре 2024 года: «Эти решения стали действительно беспрецедентными для истории мирового авиа- и двигателестроения. Однако сроки предъявления авиационной техники для проведения сертификации были по объективным причинам сдвинуты. Обычные для мировой авиации сроки создания магистральных самолетов и вывода их на рынок составляют на практике 10–12 лет, двигателей для таких воздушных судов — 12–15 лет»
Но позвольте-с… 40 лет самолёт делают, 20 лет движку
Проект разработан с использованием наработок ОКБ им. Яковлева по перспективному самолету, эскизный проект которого (утвержден 20 декабря 1992 г.) предусматривал глубокую модернизацию самолёта Як-42 и первоначально носил название «Як-42М с двумя двигателями ПС-90А12» (в дальнейшем получил обозначение Як-242). Рабочее проектирование Як-242 велось в 1993—1995 годах, после чего было приостановлено в связи с прекращением финансирования.
Разработкой нового крыла для МС-21 занималась компания «АэроКомпозит», работами по фюзеляжу — непосредственно корпорация «Иркут», а также ОКБ Яковлева. Хвостовую часть проектировало КБ Бериева.
29 октября 2010 года в ЦАГИ были завершены предварительные испытания
В 2006 году подписано соглашение о создании ПД-14[8].
В 2008 году началось финансирование и разработка двигателя[5]. За базу был взят двигатель ПС-12 (1999)[9]. Головной разработчик двигателя АО «ОДК-Авиадвигатель», головной изготовитель — АО «ОДК-Пермские моторы». Научное сопровождение проекта: ФГУП «ЦИАМ», ФГУП «ЦАГИ». Разработчик материалов: ФГУП «ВИАМ»[10].
В апреле 2012 года началась сборка двигателя-демонстратора, 16 апреля 2012 года в работе и доводке находились также четыре
А это 10 мая 2023:
В пресс-службе корпорации «Иркут» сообщили РБК, что в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год. «Гипотезы из письма ноября 2022 года, на которое ссылаются коллеги из «Ъ», касаются только текущего парка и не рассматривают новые поступления самолетов на российский рынок. Кроме того, они описывают риски, если ничего не делать и сидеть сложа руки. На дворе, как известно, май 2023-го, и за это время проведена серьезная работа совместно с ОДК и авиакомпаниями», — объяснили в компании.