Транзит власти, страдающие чиновники и Корпорация Россия
Главным итогом года можно считать довольно забавный феномен: мало кто понимает и почти никто не говорит о том, что так называемый «транзит власти», который так волнует российские элиты, это не столько процесс смены каких-то имен и персоналий, сколько процесс смены самой структуры власти в России. Россия превращается в государство-корпорацию (о чем Ваш покорный слуга пишет уже полтора года). На самом наглядном уровне это видно в контексте многочисленных скандалов с региональными чиновниками. Версии о том, что за счет этих скандалов какая-то кремлевская башня «отвлекает внимание народа» или «сдает своих, чтобы спасти рейтинг Путина» — смешные, хотя и популярные. А на самом деле прямо перед нашим взором разворачивается процесс переформатирования российской управленческой элиты, причем не на личностном, а на так сказать «природном уровне». Региональные чиновники и управленцы привыкли себя считать эдакими «боярами», которые хорошо устроились в российской квазифеодальной системе управления, а им сейчас доступно и грубо объясняют, что они никакие не «бояре», а всего лишь «сотрудники региональных отделов по работе с клиентами Корпорации Россия», и вести они должны себя соответствующим образом. Им это не нравится, они будут бунтовать за право хамить населению и унижать его, и обязательно попробуют «порвать пасть технократам» ибо сословные привилегии (в том смысле, в котором они их понимают) сдавать нельзя. Чем сильнее будут шуметь, тем активнее их будут ломать через колено. Понятно, что самые лучшие специалисты по работе с клиентами и их жалобами будут получать бонусы и продвижения, но в Корпорации отдел Customer Support никогда не будет главным.
Второй момент: все, кто скучает по «государственной идеологии» — получат ее сполна, только не в виде именно «идеологии», а в виде «корпоративного брендинга» и слоганов Корпорации Россия. Слоганы, логотипы, брендирование и таргетирование различных целевых аудиторий целевыми месседжами будет громким и ярким, как любая маркетинговая кампания. На реальный курс корпорации это не будет влиять никак, но жаждущие «государственной идеологии» будут довольны и заняты постоянным участием в конкурсе «придумай лучший слоган и получи приз» — в любом случае этим гражданам «шашечки» всегда важнее, чем ехать, так что все будут счастливы.
В управленческой системе Корпорации Россия, как и в любой успешной корпорации, будет особый класс — тех, кто ответственны за работу не с клиентами, а с инвесторами. А «инвесторы» — это те у кого скиллы, у кого технологии, у кого капитал, у кого потенциал выхода на экспортные рынки. С ними будут работать люди из Investor Relations и это совсем другая система, в которой собственно и будут сосредоточенны главные ништяки и возможности для роста.
В новой схеме перестраиваться и переучиваться придется всем, разве что «силовой сегмент» не особо пострадает и даже выиграет в финансовом плане — Корпорации Россия нужна мощная служба безопасности, мощный промышленный шпионаж и мощнейшие ЧВК чтобы конкурирующие геополитические организации не давили корпоративные «центры прибыли», ну или «трубы прибыли».
Отдел R&D тоже вроде должен получить финансовую накачку, но «умники» так заняты внутривидовой конкуренцией, что пока не могут нормально встроить себя в новую систему. А жаль. Время терять нельзя.
С новым корпоративным 2019 годом, вас, коллеги-россияне. А Председатель Совета Директоров вас традиционно поздравит в новогоднюю ночь.